Значение отдела формирования |
Для получения хорошо развитых, пригодных для озеленительных работ древесно-кустарниковых саженцев их из отдела размножения пересаживают в отдел формирования для дальнейшего выращивания.
Необходимость неоднократных пересадок в питомнике возникает вследствие того, что на первых этапах развития древесно-кустарниковые растения могут довольствоваться незначительными площадями питания. Поэтому в посевном отделении на 1 кв. м размещается от 100 до 400 растений. С возрастом последних возникает необходимость в значительном увеличении площадей питания. Так, на последних этапах выращивания в отделе формирования площади питания увеличиваются до 1-2 кв. м на одно растение. Как известно, развитие растений находится в тесной и непосредственной связи и зависимости от условий внешней среды. В частности наибольшее формирующее влияние принадлежит свету. Проследить это легко на загущенных посадках деревьев. Чем гуще посажены в питомнике саженцы, тем слабее развивается крона и более тонкими и длинными становятся стволики. С увеличением густоты стояния растений падает интенсивность освещения, вследствие чего нижние побеги, находящиеся в наихудших условиях освещения, теряют возможность нормально ассимилировать, их способность вызывать необходимые осмотические токи ослабевает, в связи с чем они начинают страдать от недостатка воды и постепенно засыхают. Кроме того, при густом стоянии саженцев уменьшается циркуляция воздуха и ослабляется испарение нижней части кроны. А это приводит к развитию более нежного эпидермиса коры с меньшим числом устьиц в сравнении с экземплярами, находящимися в благоприятных условиях освещения. Поэтому саженцы, перенесенные непосредственно из густого стояния в разреженные посадки, страдают от ожогов и морозобоин, плохо приживаются и продолжительное время болеют.
Выращивание саженцев без пересадок при разреженных посевах или посадках древесных черенков принципиально возможно. Но такой способ в питомнике неприменим в силу того, что затраты, связанные с уходом, особенно на первых порах развития мелких растений, будут настолько высоки, что по своим размерам превзойдут стоимость пересадки. Кроме того, сеянцы в очень разреженных посевах слабее развиваются и больше страдают от всевозможных неблагоприятных внешних воздействий. Наряду с этим, при разреженных посевах и посадках неэффективно используется площадь и не обеспечивается формирование корневой системы. Благодаря этому саженцы, не подвергавшиеся перешколиванию при выращивании, хуже переносят пересадку на постоянные места. Кроме того, при выращивании саженцев без пересадки затрудняется возможность получения стандартных хорошо сформированных растений, соответствующих установленным кондициям. Отсюда и возникает при выращивании посадочного материала в питомнике необходимость двух-трехкратных пересадок (школирований) с последовательным увеличением площадей питания. Одновременно с этим осуществляется формирование корневой системы, штамба и кроны. Поэтому в зависимости от количества пересадок, устанавливаемых при разработке агротехники выращивания саженцев, отдел формирования может состоять из первой, второй и третьей школ.
На юге, где саженцы растут значительно быстрее, иногда ограничиваются двумя школами.
В декоративном питомнике, где саженцы выращиваются в течение нескольких лет, очень важно придерживаться однообразия в размещении посадок.
Исходя из этого, для каждой школы в отдельности дают более или менее однотипные площади питания.
Сроки же выращивания саженцев в школе для каждой группы древесных и кустарниковых растений устанавливаются разные, в зависимости от быстроты роста.
Таким образом, понятие и само название школ (первая, вторая, третья) связано с последовательными пересадками саженцев: первая, вторая или третья. Но в. практике выращивания отдельных пород последовательное прохождение всех школ не является обязательным. Так, например, липа с отводочной плантации поступает непосредственно во вторую, а иногда и третью школу (рис. 1), хотя для нее это будет первая пересадка. Поэтому наряду с последовательностью пересадок важнейшим моментом, определяющим характер школы саженцев, являются установленные для них площади питания. Обычно наименьшие площади питания даются в первой школе, затем они значительно увеличиваются во второй школе и наибольшие площади питания характерны для третьей школы.