Питомниковод.рф —
профессиональное оборудование для питомников, садов, теплиц.
+7 (473) 228-65-92
Статьи

Вторая школа

Во вторую школу для окончательного формирования пересаживают саженцы деревьев и кустарников в основ­ном из первой школы и из отдела размножения (минуя первую школу), укорененные древесные черенки таких быстро растущих пород, как тополь, ива, укорененные отводки липы и 2-3-летние отводки кустарников. Ука­занные породы деревьев в отделе размножения достигают 1,5-2 м высоты, и поэтому им необходимо сразу предо­ставить большие площади питания, соответствующие вто­рой школе. Точно так же поступают и с достаточно круп­ными укорененными отводками кустарников.

В тех случаях, когда питомник закладывается вновь или когда саженцев в первой школе не хватает, прихо­дится заготавливать посадочный материал в лесу для посадки во вторую школу. Практика ряда ленинградских декоративных древесно-кустарниковых питомников пока­зала, что из леса во вторую школу можно пересаживать липу, клен, березу, рябину, ольху и некоторые другие породы.

Для получения хорошо сформированных саженцев из посадочного материала лесного происхождения необхо­димо их тщательно отсортировать, отбирая растения, оди­наковые по размеру, с ровным штамбиком и хорошо раз­витой корневой системой.

Организация второй школы. В крупных питомниках вторая школа подразделяется территориально на школу деревьев и школу кустарников. Принцип размещения по­род такой же, как и в первой школе, т. е. саженцы груп­пируются по срокам выращивания. Кустарники объеди­няются в две группы:

  1. быстро растущие, со сроком выращивания 2 года,;
  2. умеренно растущие, со сроком выращивания 3 года.

Деревья объединяются в три груп­пы:

  1. быстро растущие, со сроком выращивания 3 года,;
  2. умеренно растущие, со сроком выращивания 4-5 лет;
  3. медленно растущие, со сроком выращивания 5-6 лет.

Такая группировка по срокам выращивания может быть установлена в условиях северной полосы; в более благоприятных климатических условиях средней и южной полосы эти сроки могут быть сокращены.

Для каждой группы саженцев в соответствии со сро­ками выращивания устанавливается самостоятельный севооборот.

При указанной выше разбивке деревьев и кустарников по группам во второй школе кустарников должно быть два севооборота, а в школе деревьев — три севооборота.

В малых по размерам питомниках деревья и кустар­ники с 3-летним сроком выращивания могут объеди­няться для увеличения размеров поля в одном севообо­роте. В составе группы породы высаживаются отдельно, занимая целый участок или несколько полных рядов.

Подготовка почвы. К подготовке почвы очередного поля приступают с осени, сразу после уборки предше­ствующей культуры, которой занималось поле, в соответ­ствии с установленным севооборотом. Обработка почвы зависит от характера предшественника (многолетние травы, яровые, пропашные) и производится по такой же схеме, как это указывалось для первой школы, с той раз­ницей, что вспашка во второй школе должна быть про­изведена на возможно большую глубину, от 30 до 35 см, с применением почвоуглубителя. Одновременно с глубо­кой вспашкой очень полезно вносить органическое удо­брение.

На низких участках с водонепроницаемой подпочвой целесообразно производить узкозагонную вспашку, при ширине загона 3-4 м. При осенней посадке сразу после вспашки производят боронование и тщательную плани­ровку площади. Участок, предназначенный для весенней посадки, вспаханный с осени, остается на зиму в пластах. Весной, как только просохнет почва, пускают пружинные культиваторы, заглубляя их на 9-12 см.

На почвах уплотненных такую культивацию произво­дят в 2 следа, на тяжелых, недостаточно структурных почвах приходится прибегать к весенней перепашке.

После этого участок планируют, боронуют и присту­пают к разбивке рядов в соответствии с установленными площадями питания.

Площади питания для саженцев во второй школе. Размещение саженцев на площади во второй школе про­изводят однорядное. Площади питания дают преимущественно одинаковые; небольшие отклонения допускаются в зависимости от размера посадочного материала. Раз­мещение может быть прямоугольное, когда расстояния между рядами больше, чем в ряду между растениями, или квадратное, когда расстояния между рядами и в ряду одинаковые. Квадратное размещение саженцев позволяет полностью механизировать междурядную обра­ботку почвы, производя ее в двух направлениях — вдоль и поперек.

Существует еще треугольное или шахматное размеще­ние (рис. 51), позволяющее размещать растения на площади более равномерно. Однако во второй школе деревьев уакое размещение усложняет разбивку, а из-за неточности последней обработка междурядий в диа­гональных направлениях затрудняется, поэтому во второй школе деревьев удобней квадратное разме­щение.

Во второй школе кустарников саженцы чаще всего размещаются по прямоугольной шахматной системе с рас­стояниями ряд от ряда на 90-100 см, а между расте­ниями в ряду 30-40-60 см. Меньшие площади питания предоставляются низким кустарникам (барбарис Тумберга, лапчатка, японская спирея, бирючина и др.)» большие площади питания даются более рослым кустар­никам (сирень, калина, жимолость и др.). Прямоуголь­ное размещение с указанными выше расстояниями в ря­дах не позволяет производить поперечной обработки междурядных расстояний. Поэтому целесообразнее прак­тиковать квадратное размещение, устанавливая одинако­вые расстояния между рядами и в ряду — 70 X 70 или 80 X 80.

В табл. 28 приведены данные о количестве саженцев кустарников, высаживаемых на единице площади при раз­личных вариантах их размещения.

Во второй школе деревьев саженцы размещают пре­имущественно по квадратной системе, при этом стан­дартной площадью считается расстояние 1 X 1 ж. Такое размещение наиболее удобно для механизированной об­работки междурядных расстояний в двух направлениях и сводит к минимуму ручную обработку междурядий.

Для быстро растущих пород со сроком выращивания в школе 2-3 года в отдельных случаях допускается не­которое загущение в ряду в пределах 70-80-90 см. На 1 га размещается при площадях питания 100Х 100 см — 10 000 растений; 100X90 см — 11100; 100X80 см — 12 500; 100 X70 см — 14 200 саженцев. В некоторых пи­томниках производят посадку саженцев древесных пород в ряду через 50 см. Практика показала, что при таком загущении ухудшаются условия формирования кроны, корневая система сплетается и портится при выкопке.

Посадка саженцев. При посадке саженцев во вторую школу необходимо соблюдать те же условия, которые были указаны для посадки сеянцев в первую школу. Сама техника посадки отличается тем, что во второй школе приходится иметь дело с более крупным по раз­мерам посадочным материалом. Поэтому посадку про­изводят под шнур с помощью ручных орудий.

Разбивка рядков в школе имеет очень большое прак­тическое значение, особенно в тех случаях, когда наме­чается производить междурядную обработку в двух на­правлениях. Неправильная разбивка и искривление рядов при посадке приводит к механическим повреждениям основания саженцев во время конной обработки почвы. Кроме того, неравномерное, распределение растений по площади ведет к неравномерности их питания и разви­тия. Поэтому в любом питомнике четкость и правиль­ность разбивки рядков является абсолютно необходимым условием правильного размещения саженцев в школе.

В хорошо организованном питомнике разбивка полей севооборотов и кварталов производится при первоначаль­ной его закладке. На площади для закрепления полей и кварталов на углах устанавливаются постоянные стол­бики. Наличие этих точек при разбивке участка дает возможность довольно точно проложить магистральные линии.

Осуществление точной разбивки рядков в продольном и перпенидкулярном направлениях производится при по­мощи посадочных шнуров. Для этого необходимо иметь металлические шнуры, изготовленные из толстой прово­локи или тонких тросов. Такие шнуры при правильной их эксплуатации могут служить десятки лет. Шнуры из шпагата непрактичны, они рвутся, быстро вытягиваются, вследствие чего при работе с ними трудно добиться точ­ности в разбивке.

Краевые шнуры натягивают параллельно по маги­стральным внешним линиям квартала между угловыми и квартальными полевыми столбиками. Если расстояния между угловыми столбиками больше длины шнура, то линию провешивают и по длине шнура устанавливают дополнительные колья.

При натяжке краевых шнуров от крайних угловых столбиков квартала отступают внутрь участка с каждой стороны на половину расстояния, даваемого в ряду (50, 40, 35 см). Следовательно, и крайний посадочный шнур бу­дет натянут на такое же расстояние от границы квар­тала.

На краевых шнурах должны быть припаяны метки, соответствующие установленным междурядным расстоя­ниям — для кустарников 90 см для деревьев 100 см. При квадратной посадке кустарников метки напаивают через 70 и 80 см. Метки на шнуре припаивают в виде кольца из нескольких витков более тонкой цветной про­волоки. Иногда применяют составные шнуры в виде цепи, звенья которой равны междурядным расстояниям.

Таким образом, два параллельно натянутых шнура по краям квартала метками показывают места попереч­ных рядков. Направление рядков должно соответствовать наиболее длинной стороне участка, а ряды смежных квар­талов должны составлять прямую линию с тем, чтобы обеспечить удобство механизированной междурядной обработки с уменьшением холостого хода работающих машин и орудий.

Натяжка краевых шнуров обеспечивается при помощи натяжных винтов, прикрепляемых с одной стороны шну­ра, или соответствующей перестановкой и степенью за­глубления краевых кольев, на которые надеты концевые кольца шнура. Для того чтобы краевые шнуры не сдви­гались, их закрепляют деревянными шпильками. Перпен­дикулярно краевым шнурам натягивают посадочные шнуры. Крайний посадочный шнур должен проходить через первые концевые метки краевых шнуров строго под прямым углом.

Если посадочный шнур не будет строго перпендику­лярен краевым, ряды пойдут косо. После проверки пра­вильности натяжки посадочные шнуры также пришпили­вают к почве деревянными крючьями; крючья устанавли­вают через каждые 8-10 м (рис. 37, 3).

Укрепление шнуров производят для того, чтобы при посадке работающие не сбивали их; чем прочнее будут лежать шнуры, тем правильнее получаются рядки.

Расстояние между растениями в ряду определяется метками на посадочных шнурах.

Подготовка саженцев к посадке заключается в сорти­ровке саженцев и небольшой подрезке корневой системы. При сортировке основное внимание обращается на кор­невую систему, которая должна быть хорошо развита и не иметь механических повреждений. Надземная часть саженцев, пересаживаемых во вторую школу, должна соответствовать следующим размерам: общая высота са­женцев деревьев от 1,5 до 2 м, кустарников низкорос­лых — 30-40 см, крупных — 45-60 см. Кроме того, де­ревья должны иметь ровный стволик толщиною не ме­нее 15-20 мм на высоте первой трети от корневой шейки. Саженцы каждой породы отбираются строго в пределах одного размера, в противном случае они не смогут быть одновременно выпущены для реализации.

Корневую систему подрезают секатором, при этом удаляют часть наиболее уходящих в сторону кор­невых разветвлений, подрезая также поломанные или оборванные концы корней.

Сортировку саженцев проводят в защищенном от вет­ра и солнца месте так, чтобы сохранить корни от подсу­шивания.

Техника посадки. Посадка саженцев во вторую школу производится преимущественно под лопату. При посадке кустарников один рабочий копает ямку с таким расчетом, чтобы метка была в ее центре, а второй устанавливает растение против метки, расправляет корни и придержи­вает его, пока первый засыпает корни землею. После за­сыпки корней второй рабочий, придерживая саженец и не давая ему осесть, плотно отаптывает землю но­гами.

При посадке саженцев деревьев, которые имеют боль­шие размеры корней, копка ямок выделяется как само­стоятельная работа. Вслед за копщиками идут сажаль­щики. Один рабочий поддерживает саженец, устанавли­вая его против метки, и одновременно проверяет правильность его размещения в продольном и поперечном ряду, второй засыпает корни землею, после чего земля плотно отаптывается.

Саженцы кустарников можно сажать с помощью са­жального кола, который используется для приготовления ямки на легких хорошо обработанных почвах; на тяжелых почвах посадка производится под лопату.

Перед посадкой корневую систему саженцев для предохранения от высыхания обмакивают в болтушку коровяка с глиной. После посадки в школу саженцы, как правило, не поливают и только в периоды сильных засух поливают саженцы деревьев.

Сроки посадки. Лучшие результаты по укоренению дает весенняя посадка, производимая до распускания листьев. Однако из-за большого напряжения весенних посадочных работ в питомниках посадка во вторую школу практикуется и осенью.

Распределяют посадки на весну и осень с таким рас­четом, чтобы посадки, начатые на очередном поле сево­оборота с осени, были закончены на следующий год вес­ною. Таким образом, посадки осени текущего года и весны следующего года должны размещаться на одном поле и учитываться как одновозрастные. Саженцы, вы­саженные весною, будут на год старше саженцев, выса­женных осенью того же года. Поэтому весенние и осен­ние посадки одного и того же года производятся уже на разных полях севооборота. Такие породы, как тополь, ива серебристая, береза, предпочтительнее сажать вес­ною, так как в неблагоприятные годы при осенних посад­ках происходит обмерзание тополя и плохое укоренение березы и ивы.

Уход за саженцами деревьев во второй школе. В обес­печении нормального развития и хорошего прироста,, дающего возможность в запроектированный срок сформи­ровать древесные саженцы, важнейшее значение имеет система мер ухода. Эта система организуется по такому же принципу, как и в первой школе, т. е. основными при­емами ухода являются формирование саженцев, между­рядная обработка почвы, прополка сорных трав, внесение удобрений в виде регулярных подкормок и защита сажен­цев от болезней и вредителей.

Особое внимание должно быть обращено на форми­рование саженцев, являющееся основной целью пере­садки их во вторую школу. В результате формирования необходимо получить красивый и прочный скелет кроны, характерный для данной породы; правильное и симме­тричное распределение ветвей по стволу и в пространстве, обеспечивающее свободный доступ в крону воздуха и света; прямой и стройный штамб необходимой высоты и достаточной толщины.

У лиственных деревьев формирование кроны и штам­ба осуществляется в питомнике при помощи обрезки. Практическими наблюдениями и экспериментальными данными доказано, что обрезка у подавляющего боль­шинства пород задерживает их вегетативное развитие. Следовательно, чем меньше мы будем резать молодые деревца, тем быстрее и лучше они будут развиваться. Но отказаться полностью от обрезки нельзя, так как при этом не получится однотипного правильно сформиро­ванного посадочного материала. Задача воспитания саженцев в питомнике заключается в том, чтобы получить компактную, густую, симметрично расположенную крону у деревьев, а у кустарников — плотный, сильно развет­вленный куст, что и достигается обрезкой. Обрезкой создаются также различные декоративные формы (пира­мида, шар, куб и т. д.), применяемые в садово-парковом строительстве. Поэтому к обрезке как к необходимому агротехническому мероприятию приходится прибегать в декоративных питомниках. Учитывая, однако, наличие отрицательных последствий сильной обрезки, необходимо последнюю свести до возможного минимума, определяе­мого агротехнической необходимостью.

При формировании саженцев применяют обрезки уко­рачиванием, посадкой на пень и удалением отдельных частей растения (рис. 52). При укорачивании срезают только часть побегов, а остальные остаются и дают но­вый прирост. Посадка на пень представляет собой раз­новидность укорачивания и заключается в том, что сре­зают всю надземную часть растения, оставляя пенек высотою 4-12 см, на котором из оставшихся или спящих почек развиваются побеги. Удаление отдельных частей растения производят путем срезки целых органов (побе­гов, ветвей, сучьев) с таким расчетом, чтобы не после­довало их возобновления. В питомнике чаще всего при­меняется укорачивание, имеющее наибольшее значение в формировании саженцев, Степень укорачивания бывает следующей: сильная или короткая обрезка, когда срезают свыше 50% длины побегов, средняя обрезка, при которой побеги укорачивают на половину или меньше половины их длины, и слабая обрезка — побег срезают на 30% длины и меньше.

Применяя обрезку в целях обеспечения симметрич­ного и равномерного развития кроны, необходимо иметь в виду следующие правила.

Для задержки и ослабления развития побега при­меняется сильная и средняя степень обрезки.

Слабо обрезанному или совсем необрезанному по­бегу будут предоставлены преимущественные условия наиболее интенсивного его развития в сравнении с побе­гом сильно обрезанным.

Чем выше расположен побег, и чем под более острым углом он направлен, тем лучше условия его пи­тания и сильнее вегетативный рост. Поэтому побеги, расположенные ниже и более слабые, надо подвергать меньшей обрезке, чем выше расположенные, и более сильные.

Укорачиваемые побеги следует резать над почкой с таким расчетом, чтобы срез начинался против основания почки и заканчивался над ее вершиной (рис. 52, 5). Оставление пенька выше почки приводит к его усыханию. Обычно выбирается почка, расположенная с наружной стороны побега, для того чтобы при ее развитии получить симметрично расположенный побег продолжения.

При полном удалении побега его срезают у самого основания без оставления пенька и не нанося большого ранения в месте среза. Такое удаление называется обрез­кой на кольцо (рис. 52, 3). У основания каждого побега имеется рубчик, опоясывающий его в виде кольца, по которому и должен проходить срез. В этом месте побег наиболее богат образовательной тканью, способствующей быстрейшему заживлению раны.

Формирование штамба (ствола). Прежде чем зало­жить крону у лиственных пород, необходимо подготовить достаточной высоты и толщины штамб. Высота штамба декоративного дерева зависит от характера насаждений, куда предназначается его высадка на постоянное место. Для уличных и аллейных посадок применяются высоко­штамбовые деревья (с высотой штамба от 180 до 220 см). В этих типах посадок ветви и сучья кроны должны быть подняты на такую высоту, чтобы они не мешали движе­нию по улицам и аллеям. При создании групп или мас­сивов в садах и парках высаживают деревья со средней высотой штамба в пределах от 120 до 170 см. Первона­чальное формирование штамба у дерева начинается в первой школе, где необходимо вырастить саженцы лиственных деревьев общей высотой от 150 см и выше. Стволик у него должен быть ровным и достаточно крепким, имеющим толщину у корневой шейки не менее 2-3 см, что позволит вести его дальнейшую культуру без кола.

Во второй школе формиро­вание штамба продолжается главным образом за счет на­ращивания его толщины, что обеспечивается путем оставле­ния на стволе так называемых «побегов утолщения». Установ­лено, что отложение питатель­ных веществ происходит в зна­чительной степени вблизи мест их выработки. Поэтому наи­более интенсивное утолщение происходит в тех частях ствола, где расположены короткие по­беги. Последние, не имея тен­денции к сильному росту, не расходуют полностью выраба­тываемые ими пластические вещества и откладывают их в близлежащих частях растения, на которых они рас­положены. Этим свойством коротких побегов и поль­зуются для утолщения штамба. Для этого все боковые побеги, расположенные ниже кроны вдоль штамба, регу­лярно укорачивают (пинцируют), превращая их путем подрезки в короткие побеги (рис. 53). После того как побеги утолщения выполнят свое назначение, их удаляют вырезкой на кольцо. Одновременно с этим у большин­ства медленно растущих пород продолжается и наращи­вание штамба в высоту. Для высокоштамбовых форм, как правило, требуются более длительные сроки выращивания в сравнении со среднештамбовыми де­ревьями.

Иногда формирование штамба во второй школе при­ходится производить заново, к этому прибегают в тех случаях, когда саженцы, пересаженные во вторую школу, обмерзают зимой или высадка производится нестандарт­ным материалом, заготовленным в лесу. Для возобновле­ния штамба у обмерзших и нестандартных саженцев их обрезают на пень. Эта работа выполняется рано весною до начала сокодвижения. Пень оставляют высотою 10-12 см с расчетом последующей подвязки к нему про­росшего побега. У саженцев, срезанных на пень, из спя­щих или боковых почек развивается несколько побегов, из них оставляют наиболее сильный, а остальные уда­ляют. Оставшийся побег привязывают к шипу и выра­щивают из него штамб. На следующий год шип выре­зают. Обычно после обрезки на пень развиваются силь­ные, хорошо развитые однотипные штамбики. Однако этот прием задерживает выпуск быстро растущих пород на 1-2 года, а умеренно и медленно растущих — на 3-4 года.

Для получения ровного штамба стволики некоторых пород (вяз) приходится подвязывать к кольям.

Закладка и формирование кроны у большинства по­род начинается на второй год после посадки их во вто­рую школу. И только у таких быстро растущих пород, как тополь, клен ясенелистный, можно к частичной регу­лировке кроны приступить в первый год. В декоратив­ном питомнике приходится иметь дело с большим коли­чеством древесных пород, характеризующихся различ­ными типами естественных форм кроны.

Цилиндрические или колоннообразные формы, ха­рактеризующиеся тем, что высота кроны превосходит в несколько раз ее диаметр, который почти одинаков по всей высоте. Такие кроны могут формироваться на более низком штамбе (тополи итальянский и берлинский, обы­кновенный граб, европейский бук, западная туя).

Пирамидальные или конические формы, у которых крона равномерно суживается кверху; высота превосхо­дит диаметр, причем последний имеет наибольшие раз­меры в основании. Наиболее характерными представи­телями таких пород являются хвойные (обыкновенная ель, колючая ель и ее формы, сибирская пихта и др.). Эти формы обрезке не подвергаются и воспитываются в естественном виде.

Шаровидные кроны, характеризующиеся тем, что их диаметр почти равен высоте (шаровидная ива, белая акация, западная шарообразная туя).

Живописно сферические кроны — широковетви­стые, массивные, с ярко выраженными скелетными вет­вями; диаметр кроны бывает несколько больше или меньше высоты (дуб, клен, липа, вяз, береза, ильм и др.).

Плакучие формы кроны характерны свисающими вниз ветвями (плакучая береза, рябина,, ива и др.); крона закладывается на высоком штамбе как при размножении прививками, так и семенами.

Таким образом, при формировании саженцев необхо­димо в первую очередь считаться с формой кроны, при­сущей данной породе. Поэтому основное значение в пи­томнике имеет формирование декоративных деревьев в так называемой свободно растущей, или естественной, форме. В меньших размерах применяются «искусствен­ные, или архитектурные, формы», когда крона деревьев формируется в виде шара, эллипса, конуса, пирамиды, получаемых в результате регулярной подрезки. К поро­дам, долго сохраняющим приданную форму, можно отне­сти липу, дуб, клен, ель, пихту и др. Относительно быстро теряют приданную форму такие породы, как тополь, ря­бина, ива, ильм и вяз.

Закладка кроны у лиственных пород, имеющих сфе­рическую или шаровидную крону, производится следую­щим образом. По специально подготовленной деревян­ной мерке, высота которой равна высоте штамба (устано­вленной для данной породы) с добавлением 35-50 см на нижние сучья кроны, срезают верхушку побега. Ра­бота эта проводится рано весной до начала сокодвиже­ния. У некоторых пород (береза, черемуха и др.), склонных к интенсивному ветвлению, крона хорошо развивается и без специальной подрезки верхушечного побега. Для образования основных сучьев кроны пригодны только хорошо развитые почки, подготовленные растением в предшествующем году. Особое внимание обращается на силу развития верхней почки, дающей начало побегу про­должения. Недостаточно вызревшие и слабые почки для закладки кроны непригодны, в этом случае побег обре­зают сильнее до хорошо развитых сильных почек.

К формированию кроны можно уже приступить в пер­вой половине вегетационного периода, когда разовьются побеги.

В процессе формирования необходимо следить за раз­витием центрального проводника, который должен иметь доминирующее положение в сравнении с размещенными на нем скелетными сучьями первого порядка. У ряда пород ближайший к проводнику побег часто занимает конкурирующее положение, что может привести к раз­двоению центрального проводника. Чтобы избежать этого, конкурирующий побег надо удалять или подавлять его развитие регулярной прищипкой. Развитие остальных побегов, составляющих крону, регулируется путем уко­рачивания сильно растущих веток для задержки их роста. Для усиления слабо растущего побега делают над ними на высоте 0,5-1 см полулунный надрез. Если надрез сделать на таком же расстоянии ниже основания побега, развитие его задержится.

Побеги, расположенные ниже первых сучьев кроны по всей высоте штамба, должны служить побегами утолще­ния. Те из них, которые не длиннее 5-10 см, оставляют без обрезки, а все более сильные побеги пинцируют (ко­нец июня, июль), укорачивают, оставляя шейки длиною 8-10 см. Пинцировку проводят регулярно с тем, чтобы не давать оставляемым укороченным побегам развивать новые точки роста. Слабые же побеги, оставленные без обрезки, с усилением роста следует прищипывать так же, как и все остальные.

Таким образом, поддерживая оставленные побеги утолщения прищипнутыми до их удаления, мы заставляем расположенные на них листья направлять выраба­тываемые пластические материалы на утолщение штамба.

Незначительным регулированием основных сучьев кроны и наблюдением за развитием центрального про­водника и ограничиваются при формировании кроны у большинства лиственных пород, предоставляя им воз­можность развивать естественную крону, свойственную данной породе.

Для некоторых пород, склонных давать редкое распо­ложение скелетных ветвей (тополь, вяз, клен, липа), при­меняют среднюю, а иногда и сильную обрезку. Такую обрезку делают через один или два года после закладки кроны; она вызывает дополнительное ветвление, созда­вая более компактную загущенную крону.

Формирование искусственных форм крон (шар, пира­мида, куб и т. д.) производится в третьей школе. Поро­дам, намеченным для этой цели во второй школе, дол­жны быть даны одна средняя или сильная обрезка и первоначальная формовка в заданной форме кроны.

Работу по регулированию развития кроны и пинци­ровку побегов утолщения производят на протяжении всего времени выращивания саженцев во второй школе. Удаление побегов утолщения осуществляется в несколько приемов: часть из них срезают за год до выпуска сажен­цев, остальные в год выпуска, но не позже чем за два вегетационных месяца до выкопки. Обычно эту работу выполняют в начале второго сокодвижения (июль — ав­густ), когда обеспечивается наиболее быстрое появление каллюсных образований и зарастание срезов.

Сроки обрезки оказывают непосредственное влияние на степень потери растением пластических материалов. У пород с опадающими листьями после окончания веге­тации значительная часть питательных веществ переме­щается в основания сучьев, ствол и корни. В период вегетации, наоборот, большая часть как запасных пита­тельных веществ, так и вырабатываемых листьями, посту­пает к вершинам ростовых побегов. Поэтому вполне естественно, что при обрезке, проводимой в период покоя, растение меньше теряет пластических материалов, чем в период вегетации.

Исходя из этого, сильную и среднюю обрезку сажен­цев, а также обрезку на пень надо производить в период покоя. Чаще всего эту работу выполняют рано весной. При летней обрезке следует ограничиваться только при­щипкой верхушек (пинцировка), стремясь свести к мини­муму количество удаляемых побегов. Несвоевременное проведение пинцировки приводит к значительному удли­нению укорачиваемых побегов, а сильное укорачивание даже во второй половине лета может вызвать рост ниже­лежащих пазушных почек, что приведет к излишнему расходу питательных веществ и будет препятствовать их накоплению.

Окончательно сформированные саженцы деревьев при выпуске из второй школы должны иметь установленной высоты штамб с толщиной на высоте груди 2-3 см и 6-8 основных скелетных ветвей, расположенных сим­метрично.

Обобщая приемы ухода за саженцами деревьев во вто­рой школе по годам, их можно свести к следующему перечню.

Первый год. При осенней посадке саженцы на зиму окучивают и весной следующего года (возможно раньше) разокучивают. После окончания весенней по­садки для разрыхления уплотненной почвы производят культивацию. В течение лета, в зависимости от степени уплотнения почвы и зарастания сорняками, междурядную обработку с прополкой повторяют 4-6 раз. Боковые побеги регулярно пинцируют; если появляется боковой побег, конкурирующий с центральным, его прищипывают или удаляют. Систематически и своевременно проводят борьбу с вредителями и болезнями. На зиму саженцы окучивают.

Второй год. У пород, достигших необходимой вы­соты, рано весной (март — апрель) закладывают крону и, как только позволит почва, саженцы разокучивают с одновременным внесением минеральных удобрений. В течение лета проводятся работы по регулированию кроны; побеги утолщения, расположенные у основания штамба, частично удаляют, вышележащие — укорачи­вают. У пород быстро растущих (тополь), которые могут быть предназначены к выпуску осенью текущего и вес­ной следующего года, штамб полностью очищают от по­бегов утолщения за 2-3 месяца до выкопки саженцев. Междурядную обработку, уничтожение сорняков и борьбу с вредителями и болезнями проводят регулярно; осенью— окучивание.

Третий год. Породы с недостаточно компактной кроной рано весной подвергают средней или сильной обрезке. Полезно сочетать ее с внесением в междурядья органических удобрений с заделкой их при разокучивании саженцев; одновременно вносят и минеральные удобре­ния. В течение лета продолжают регулирование кроны, нижние побеги утолщения удаляют, верхние — укорачи­вают. У пород, предназначаемых к выпуску, побеги утол­щения удаляют полностью. Регулярная междурядная обработка с уничтожением сорняков, осеннее окучивание и борьба с вредителями являются необходимым миниму­мом работ.

Четвертый и пятый годы. Продолжают рано весной формирование кроны; обрезку производят слабую. Большую часть побегов утолщения снизу вырезают, а оставшиеся — укорачивают. В год выпуска побеги утолщения удаляют полностью. Удобрение, борьба с вре­дителями и междурядная обработка такие же, как и в предыдущие годы.

Уход за саженцами кустарников во второй школе. За саженцами кустарников, воспитываемыми в кустовой форме, во второй школе проводят такой же уход, как и в первой школе. Основными и важнейшими мероприя­тиями остаются: достаточно частая и своевременная об­работка междурядий и рядков с полным уничтожением сорной растительности, окучивание на зиму с последую­щим ранневесенним разокучиванием, внесение удобрений в виде ежегодных подкормок, систематическая и свое­временная борьба с вредителями.

Получение компактного достаточно хорошо сформиро­ванного куста достигается обрезкой. В первый год, сразу после посадки, кустарникам дается небольшая подрезка, служащая регулированием соотношения надземной части с корневой системой, подвергшейся частичной обрезке при посадке. На следующий год рано весной большая часть пород подвергается сильной обрезке с оставлением побегов длиною 8-12 см от земли. В результате такой обрезки у основания растения появляется большое коли­чество побегов, создающих густой хорошо развитый куст.

Штамбовые кустарники формируются во второй шко­ле в основном так же, как и деревья. Чаще всего в штам­бовой форме культивируются боярышник, желтая акация, обыкновенная сирень, крушина, красная бузина, золоти­стая смородина и некоторые другие (рис. 54).

Для прививки и культуры штамбовых роз предвари­тельно подготавливается в качестве подвоя штамбовый шиповник.

Первоначальное формирование штамба у кустарни­ков, как это уже указывалось выше, начинается в первой школе. Предназначенные для этой цели саженцы не под­вергаются обрезке на пень. На кусте выбирают наибо­лее сильный побег, из которого и формируют штамб, а все остальные побеги регулярно вырезают по мере их появления. Культура на штамбе привитых кустарников (роза, смородина) чаще всего в условиях средней и северной полосы осуществляется путем прививки их под стеклом. Для этого подвои с предварительно подгото­вленным в первой школе штамбом высотою 70-100 см высаживают в горшки, укореняют и производят зимнюю прививку в оранжереях. Весною привитые саженцы вы­бивают из горшка и, не разрушая кома, высаживают во вторую школу. Привитая сирень и боярышник могут воспитываться в штамбовой форме из окулировок.

Во второй школе штамбовые кустарники высаживают ряд от ряда на расстоянии 90-100 см, а расстояние ме­жду растениями в ряду дается 60-80 см. Первоначально развивающиеся побеги, предназначаемые для воспитания штамба, бывают у кустарников довольно тонкими и гиб­кими и поэтому они под воздействием ветра искри­вляются. Для получения ровного штамба к ним ставят кол и производят подвязку. Дальнейший уход по фор­мированию штамба и кроны заключается в регулярном удалении корневой поросли, прищипке побегов утолщения у тех пород, которые их дают, и подрезке кроны. Крона чаще всего у штамбовых кустарников формируется в виде шара; достигается это регулярной подрезкой по окруж­ности кроны. Перед выпуском побеги утолщения выре­зают на кольцо. Для воспитания архитектурных форм штамбовые кустарники пересаживают в третью школу, где и производится окончательное их формирование. Пе­речень мер ухода по годам можно свести к следующим работам.

Первый год. Саженцы, высаженные осенью, на зиму окучивают, а рано весной следующего года — разокучивают. После посадки кустарники подвергают не­большой обрезке. Обрезку производят шпалерными нож­ницами. В течение года производят 5-7 культиваций с прополкой сорняков; почву в школе необходимо под­держивать все время в разрыхленном состоянии и чистой от сорняков. Борьбу с вредителями и болезнями прово­дят регулярно. Осенью саженцы окучивают. Для штам­бовых кустарников устанавливают кол и подвязывают к нему побеги, делая в течение лета 1-2 перевязки. По­являющиеся боковые побеги пинцируют.

Второй год. Рано весною до начала сокодвиже­ния породы недостаточно кустящиеся подвергают сильной обрезке. В междурядия вносят минеральные удобрения в виде туковой смеси и заделывают их при разокучивании саженцев. В остальном уход аналогичен уходу в первый год. Быстро растущие породы осенью выкапывают. У штамбовых кустарников со второй половины лёта на­чинают формирование кроны путем регулирования роста побегов прищипкой.

В это же время приступают к первоначальной под­резке кустарников для создания соответствующих архи­тектурных форм. Осенью окучивают.

Третий год. Продолжают формирование кроны у штамбовых кустарников и формовочную подрезку архи­тектурных форм. Подрезку производят рано весной до начала сокодвижения. В остальном уход такой же, как и в предыдущем году. Большую часть кустарников осенью выкапывают для выпуска.

Штамбовые и архитектурные формы кустарников остаются еще на 1-2 года для продолжения формовки.

Выкопка саженцев. Важнейшее значение при выпуске посадочного материала имеет организация и техника вы­копки саженцев. Неправильная выкопка приводит к сни­жению качества и порче посадочного материала. Выкопка чрезвычайно трудоемкая работа, требующая большого количества рабочей силы. Поэтому ее следует в больших размерах производить осенью, так как весной обычно имеется много других работ на питомнике, а сам период работы весной очень короток. Все это создает большие трудности при весеннем производстве работы. Саженцы, выкопанные осенью для весенней реализации, сохраняют в прикопе. К выкопке посадочного материала осенью при­ступают после окончания вегетации, что определяется

окончанием формирования верхушечной почки, созрева­нием верхушки побега и началом листопада. Преждевре­менная выкопка снижает приживаемость саженцев и если к ней приходится прибегать, необходимо ошмыгивать листья. Прежде всего начинают выкапывать рано созре­вающие породы; породы, созревающие поздно, выкапы­вают в последнюю очередь. Иногда в питомнике прихо­дится производить выборочную выкопку: через одно рас­тение, через ряд или выбирая наиболее крупные и силь­ные растения. Выборочная выкопка производится только вручную лопатами или специально сконструированным ломом. Обычно выкапывают саженцы двое рабочих, каж­дый из них — вдоль выкапываемого ряда прокапывает узкую канавку на расстояние 30-40 см от штамба и на такую же глубину. После этого рабочие, воткнув лопаты с двух сторон саженца, подрезают корни и поднимают деревце. Затем один йз рабочих берет саженец за основание штамба и тянет на себя, а второй в это время лопатой помогает его высвобождать и отрубает корни, удерживающие саженец. Применение лома (рис. 55) значительно упрощает работу по извлечению саженца из почвы тем более, что на тяжелых почвах лопаты ломаются.

При сплошной выкопке работу можно механизиро­вать, применяя выкопочный плуг, работающий на лебе­дочной тяге от трактора. Этот плуг дает хорошее каче­ство работы, сохраняя корни третьего и четвертого порядка.

Выкопку кустарников, имеющих небольшие размеры по высоте, можно производить плугом, монтируемым впе­реди трактора.

Доставка оборудования, техники для питомников, плодопитомников и запасных частей во все города России (быстрой почтой и транспортными компаниями), так же через дилерскую сеть: Москва и Московская область, Владимир, , Санкт-Петербург, Саранск, Калуга, Белгород, Брянск, Орел, Курск, Тамбов, Новосибирск, Челябинск, Томск, Омск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Нижний Новгород, Башкирия, Уфа, Татарстан, Казань, Самара, Пермь, Хабаровск, Волгоград, Иркутск, Красноярск, Новокузнецк, Липецк, Башкирия, Тульская область, Ставрополь, Воронеж, Тюмень, Саратов, Оренбург, Краснодар, Кемерово, Тольятти, Рязань, Ижевск, Пенза, Иваново, Ульяновск, Набережные Челны, Ярославль, Астрахань, Барнаул, Владивосток, Тула, Чечня, Грозный, Крым Севастополь, Симферополь, в страны СНГ (Казахстан), Киргизия, Туркмения, Казахстан, Крым, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан, Ташкент, Азербайджан, Таджикистан.
Наш сайт не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ., а носит исключительно информационный характер. Для получения точной информации о наличии и стоимости товара, пожалуйста, обращайтесь по нашим телефонам. В случае копирования, использования любого материала находящегося на сайте www.pitomnik.ru, активная ссылка обязательна, в случае печати – печатная ссылка. Копирование структуры сайта, идей или элементов дизайна сайта строго запрещено. Технические данные и иллюстрации носят рекламный характер. Указанный комплект поставки и характеристики могут отличаться от входящего в серийную поставку. Производитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию изделий. Техническое оснащение и комплектацию оборудования просим уточнять у специалистов.
Права на все торговые марки, изображения и материалы, представленные на сайте, принадлежат их владельцам.

Во исполнение требований Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. Все персональные данные, полученные на этом сайте, не хранятся, не передаются третьим лицам, и используются только для отправки товара и исполнения заявки, полученной от покупателя. Все, лица, заполнившие форму заявки, подтверждают свое согласие на использование таких персональных данных, как имя, и телефон, указанные ими в форме заявки, для обработки и отправки заказа.
Хранение персональных данных не производится.