Вторая школа |
Во вторую школу для окончательного формирования пересаживают саженцы деревьев и кустарников в основном из первой школы и из отдела размножения (минуя первую школу), укорененные древесные черенки таких быстро растущих пород, как тополь, ива, укорененные отводки липы и 2-3-летние отводки кустарников. Указанные породы деревьев в отделе размножения достигают 1,5-2 м высоты, и поэтому им необходимо сразу предоставить большие площади питания, соответствующие второй школе. Точно так же поступают и с достаточно крупными укорененными отводками кустарников.
В тех случаях, когда питомник закладывается вновь или когда саженцев в первой школе не хватает, приходится заготавливать посадочный материал в лесу для посадки во вторую школу. Практика ряда ленинградских декоративных древесно-кустарниковых питомников показала, что из леса во вторую школу можно пересаживать липу, клен, березу, рябину, ольху и некоторые другие породы.
Для получения хорошо сформированных саженцев из посадочного материала лесного происхождения необходимо их тщательно отсортировать, отбирая растения, одинаковые по размеру, с ровным штамбиком и хорошо развитой корневой системой.
Организация второй школы. В крупных питомниках вторая школа подразделяется территориально на школу деревьев и школу кустарников. Принцип размещения пород такой же, как и в первой школе, т. е. саженцы группируются по срокам выращивания. Кустарники объединяются в две группы:
- быстро растущие, со сроком выращивания 2 года,;
- умеренно растущие, со сроком выращивания 3 года.
Деревья объединяются в три группы:
- быстро растущие, со сроком выращивания 3 года,;
- умеренно растущие, со сроком выращивания 4-5 лет;
- медленно растущие, со сроком выращивания 5-6 лет.
Такая группировка по
срокам выращивания
может быть установлена в условиях северной полосы; в более
благоприятных климатических условиях средней и южной полосы эти сроки
могут быть сокращены.
Для каждой группы саженцев в соответствии со сроками выращивания устанавливается самостоятельный севооборот.
При указанной выше разбивке деревьев и кустарников по группам во второй школе кустарников должно быть два севооборота, а в школе деревьев — три севооборота.
В малых по размерам питомниках деревья и кустарники с 3-летним сроком выращивания могут объединяться для увеличения размеров поля в одном севообороте. В составе группы породы высаживаются отдельно, занимая целый участок или несколько полных рядов.
Подготовка почвы. К подготовке почвы очередного поля приступают с осени, сразу после уборки предшествующей культуры, которой занималось поле, в соответствии с установленным севооборотом. Обработка почвы зависит от характера предшественника (многолетние травы, яровые, пропашные) и производится по такой же схеме, как это указывалось для первой школы, с той разницей, что вспашка во второй школе должна быть произведена на возможно большую глубину, от 30 до 35 см, с применением почвоуглубителя. Одновременно с глубокой вспашкой очень полезно вносить органическое удобрение.
На низких участках с водонепроницаемой подпочвой целесообразно производить узкозагонную вспашку, при ширине загона 3-4 м. При осенней посадке сразу после вспашки производят боронование и тщательную планировку площади. Участок, предназначенный для весенней посадки, вспаханный с осени, остается на зиму в пластах. Весной, как только просохнет почва, пускают пружинные культиваторы, заглубляя их на 9-12 см.
На почвах уплотненных такую культивацию производят в 2 следа, на тяжелых, недостаточно структурных почвах приходится прибегать к весенней перепашке.
После этого участок планируют, боронуют и приступают к разбивке рядов в соответствии с установленными площадями питания.
Площади питания для саженцев во второй школе. Размещение саженцев на площади во второй школе производят однорядное. Площади питания дают преимущественно одинаковые; небольшие отклонения допускаются в зависимости от размера посадочного материала. Размещение может быть прямоугольное, когда расстояния между рядами больше, чем в ряду между растениями, или квадратное, когда расстояния между рядами и в ряду одинаковые. Квадратное размещение саженцев позволяет полностью механизировать междурядную обработку почвы, производя ее в двух направлениях — вдоль и поперек.
Существует еще треугольное или шахматное размещение (рис. 51), позволяющее размещать растения на площади более равномерно. Однако во второй школе деревьев уакое размещение усложняет разбивку, а из-за неточности последней обработка междурядий в диагональных направлениях затрудняется, поэтому во второй школе деревьев удобней квадратное размещение.
Во второй школе кустарников саженцы чаще всего размещаются по прямоугольной шахматной системе с расстояниями ряд от ряда на 90-100 см, а между растениями в ряду 30-40-60 см. Меньшие площади питания предоставляются низким кустарникам (барбарис Тумберга, лапчатка, японская спирея, бирючина и др.)» большие площади питания даются более рослым кустарникам (сирень, калина, жимолость и др.). Прямоугольное размещение с указанными выше расстояниями в рядах не позволяет производить поперечной обработки междурядных расстояний. Поэтому целесообразнее практиковать квадратное размещение, устанавливая одинаковые расстояния между рядами и в ряду — 70 X 70 или 80 X 80.
В табл. 28 приведены данные о количестве саженцев кустарников, высаживаемых на единице площади при различных вариантах их размещения.
Во второй школе деревьев саженцы размещают преимущественно по квадратной системе, при этом стандартной площадью считается расстояние 1 X 1 ж. Такое размещение наиболее удобно для механизированной обработки междурядных расстояний в двух направлениях и сводит к минимуму ручную обработку междурядий.
Для быстро растущих пород со сроком выращивания в школе 2-3 года в отдельных случаях допускается некоторое загущение в ряду в пределах 70-80-90 см. На 1 га размещается при площадях питания 100Х 100 см — 10 000 растений; 100X90 см — 11100; 100X80 см — 12 500; 100 X70 см — 14 200 саженцев. В некоторых питомниках производят посадку саженцев древесных пород в ряду через 50 см. Практика показала, что при таком загущении ухудшаются условия формирования кроны, корневая система сплетается и портится при выкопке.
Посадка саженцев. При посадке саженцев во вторую школу необходимо соблюдать те же условия, которые были указаны для посадки сеянцев в первую школу. Сама техника посадки отличается тем, что во второй школе приходится иметь дело с более крупным по размерам посадочным материалом. Поэтому посадку производят под шнур с помощью ручных орудий.
Разбивка рядков в школе имеет очень большое практическое значение, особенно в тех случаях, когда намечается производить междурядную обработку в двух направлениях. Неправильная разбивка и искривление рядов при посадке приводит к механическим повреждениям основания саженцев во время конной обработки почвы. Кроме того, неравномерное, распределение растений по площади ведет к неравномерности их питания и развития. Поэтому в любом питомнике четкость и правильность разбивки рядков является абсолютно необходимым условием правильного размещения саженцев в школе.
В хорошо организованном питомнике разбивка полей севооборотов и кварталов производится при первоначальной его закладке. На площади для закрепления полей и кварталов на углах устанавливаются постоянные столбики. Наличие этих точек при разбивке участка дает возможность довольно точно проложить магистральные линии.
Осуществление точной разбивки рядков в продольном и перпенидкулярном направлениях производится при помощи посадочных шнуров. Для этого необходимо иметь металлические шнуры, изготовленные из толстой проволоки или тонких тросов. Такие шнуры при правильной их эксплуатации могут служить десятки лет. Шнуры из шпагата непрактичны, они рвутся, быстро вытягиваются, вследствие чего при работе с ними трудно добиться точности в разбивке.
Краевые шнуры натягивают параллельно по магистральным внешним линиям квартала между угловыми и квартальными полевыми столбиками. Если расстояния между угловыми столбиками больше длины шнура, то линию провешивают и по длине шнура устанавливают дополнительные колья.
При натяжке краевых шнуров от крайних угловых столбиков квартала отступают внутрь участка с каждой стороны на половину расстояния, даваемого в ряду (50, 40, 35 см). Следовательно, и крайний посадочный шнур будет натянут на такое же расстояние от границы квартала.
На краевых шнурах должны быть припаяны метки, соответствующие установленным междурядным расстояниям — для кустарников 90 см для деревьев 100 см. При квадратной посадке кустарников метки напаивают через 70 и 80 см. Метки на шнуре припаивают в виде кольца из нескольких витков более тонкой цветной проволоки. Иногда применяют составные шнуры в виде цепи, звенья которой равны междурядным расстояниям.
Таким образом, два параллельно натянутых шнура по краям квартала метками показывают места поперечных рядков. Направление рядков должно соответствовать наиболее длинной стороне участка, а ряды смежных кварталов должны составлять прямую линию с тем, чтобы обеспечить удобство механизированной междурядной обработки с уменьшением холостого хода работающих машин и орудий.
Натяжка краевых шнуров обеспечивается при помощи натяжных винтов, прикрепляемых с одной стороны шнура, или соответствующей перестановкой и степенью заглубления краевых кольев, на которые надеты концевые кольца шнура. Для того чтобы краевые шнуры не сдвигались, их закрепляют деревянными шпильками. Перпендикулярно краевым шнурам натягивают посадочные шнуры. Крайний посадочный шнур должен проходить через первые концевые метки краевых шнуров строго под прямым углом.
Если посадочный шнур не будет строго перпендикулярен краевым, ряды пойдут косо. После проверки правильности натяжки посадочные шнуры также пришпиливают к почве деревянными крючьями; крючья устанавливают через каждые 8-10 м (рис. 37, 3).
Укрепление шнуров производят для того, чтобы при посадке работающие не сбивали их; чем прочнее будут лежать шнуры, тем правильнее получаются рядки.
Расстояние между растениями в ряду определяется метками на посадочных шнурах.
Подготовка саженцев к посадке заключается в сортировке саженцев и небольшой подрезке корневой системы. При сортировке основное внимание обращается на корневую систему, которая должна быть хорошо развита и не иметь механических повреждений. Надземная часть саженцев, пересаживаемых во вторую школу, должна соответствовать следующим размерам: общая высота саженцев деревьев от 1,5 до 2 м, кустарников низкорослых — 30-40 см, крупных — 45-60 см. Кроме того, деревья должны иметь ровный стволик толщиною не менее 15-20 мм на высоте первой трети от корневой шейки. Саженцы каждой породы отбираются строго в пределах одного размера, в противном случае они не смогут быть одновременно выпущены для реализации.
Корневую систему подрезают секатором, при этом удаляют часть наиболее уходящих в сторону корневых разветвлений, подрезая также поломанные или оборванные концы корней.
Сортировку саженцев проводят в защищенном от ветра и солнца месте так, чтобы сохранить корни от подсушивания.
Техника посадки. Посадка саженцев во вторую школу производится преимущественно под лопату. При посадке кустарников один рабочий копает ямку с таким расчетом, чтобы метка была в ее центре, а второй устанавливает растение против метки, расправляет корни и придерживает его, пока первый засыпает корни землею. После засыпки корней второй рабочий, придерживая саженец и не давая ему осесть, плотно отаптывает землю ногами.
При посадке саженцев деревьев, которые имеют большие размеры корней, копка ямок выделяется как самостоятельная работа. Вслед за копщиками идут сажальщики. Один рабочий поддерживает саженец, устанавливая его против метки, и одновременно проверяет правильность его размещения в продольном и поперечном ряду, второй засыпает корни землею, после чего земля плотно отаптывается.
Саженцы кустарников можно сажать с помощью сажального кола, который используется для приготовления ямки на легких хорошо обработанных почвах; на тяжелых почвах посадка производится под лопату.
Перед посадкой корневую систему саженцев для предохранения от высыхания обмакивают в болтушку коровяка с глиной. После посадки в школу саженцы, как правило, не поливают и только в периоды сильных засух поливают саженцы деревьев.
Сроки посадки. Лучшие результаты по укоренению дает весенняя посадка, производимая до распускания листьев. Однако из-за большого напряжения весенних посадочных работ в питомниках посадка во вторую школу практикуется и осенью.
Распределяют посадки на весну и осень с таким расчетом, чтобы посадки, начатые на очередном поле севооборота с осени, были закончены на следующий год весною. Таким образом, посадки осени текущего года и весны следующего года должны размещаться на одном поле и учитываться как одновозрастные. Саженцы, высаженные весною, будут на год старше саженцев, высаженных осенью того же года. Поэтому весенние и осенние посадки одного и того же года производятся уже на разных полях севооборота. Такие породы, как тополь, ива серебристая, береза, предпочтительнее сажать весною, так как в неблагоприятные годы при осенних посадках происходит обмерзание тополя и плохое укоренение березы и ивы.
Уход за саженцами деревьев во второй школе. В обеспечении нормального развития и хорошего прироста,, дающего возможность в запроектированный срок сформировать древесные саженцы, важнейшее значение имеет система мер ухода. Эта система организуется по такому же принципу, как и в первой школе, т. е. основными приемами ухода являются формирование саженцев, междурядная обработка почвы, прополка сорных трав, внесение удобрений в виде регулярных подкормок и защита саженцев от болезней и вредителей.
Особое внимание должно быть обращено на формирование саженцев, являющееся основной целью пересадки их во вторую школу. В результате формирования необходимо получить красивый и прочный скелет кроны, характерный для данной породы; правильное и симметричное распределение ветвей по стволу и в пространстве, обеспечивающее свободный доступ в крону воздуха и света; прямой и стройный штамб необходимой высоты и достаточной толщины.
У лиственных деревьев формирование кроны и штамба осуществляется в питомнике при помощи обрезки. Практическими наблюдениями и экспериментальными данными доказано, что обрезка у подавляющего большинства пород задерживает их вегетативное развитие. Следовательно, чем меньше мы будем резать молодые деревца, тем быстрее и лучше они будут развиваться. Но отказаться полностью от обрезки нельзя, так как при этом не получится однотипного правильно сформированного посадочного материала. Задача воспитания саженцев в питомнике заключается в том, чтобы получить компактную, густую, симметрично расположенную крону у деревьев, а у кустарников — плотный, сильно разветвленный куст, что и достигается обрезкой. Обрезкой создаются также различные декоративные формы (пирамида, шар, куб и т. д.), применяемые в садово-парковом строительстве. Поэтому к обрезке как к необходимому агротехническому мероприятию приходится прибегать в декоративных питомниках. Учитывая, однако, наличие отрицательных последствий сильной обрезки, необходимо последнюю свести до возможного минимума, определяемого агротехнической необходимостью.
При формировании саженцев применяют обрезки укорачиванием, посадкой на пень и удалением отдельных частей растения (рис. 52). При укорачивании срезают только часть побегов, а остальные остаются и дают новый прирост. Посадка на пень представляет собой разновидность укорачивания и заключается в том, что срезают всю надземную часть растения, оставляя пенек высотою 4-12 см, на котором из оставшихся или спящих почек развиваются побеги. Удаление отдельных частей растения производят путем срезки целых органов (побегов, ветвей, сучьев) с таким расчетом, чтобы не последовало их возобновления. В питомнике чаще всего применяется укорачивание, имеющее наибольшее значение в формировании саженцев, Степень укорачивания бывает следующей: сильная или короткая обрезка, когда срезают свыше 50% длины побегов, средняя обрезка, при которой побеги укорачивают на половину или меньше половины их длины, и слабая обрезка — побег срезают на 30% длины и меньше.
Применяя обрезку в целях обеспечения симметричного и равномерного развития кроны, необходимо иметь в виду следующие правила.
Для задержки и ослабления развития побега применяется сильная и средняя степень обрезки.
Слабо обрезанному или совсем необрезанному побегу будут предоставлены преимущественные условия наиболее интенсивного его развития в сравнении с побегом сильно обрезанным.
Чем выше расположен побег, и чем под более острым углом он направлен, тем лучше условия его питания и сильнее вегетативный рост. Поэтому побеги, расположенные ниже и более слабые, надо подвергать меньшей обрезке, чем выше расположенные, и более сильные.
Укорачиваемые побеги следует резать над почкой с таким расчетом, чтобы срез начинался против основания почки и заканчивался над ее вершиной (рис. 52, 5). Оставление пенька выше почки приводит к его усыханию. Обычно выбирается почка, расположенная с наружной стороны побега, для того чтобы при ее развитии получить симметрично расположенный побег продолжения.
При полном удалении побега его срезают у самого основания без оставления пенька и не нанося большого ранения в месте среза. Такое удаление называется обрезкой на кольцо (рис. 52, 3). У основания каждого побега имеется рубчик, опоясывающий его в виде кольца, по которому и должен проходить срез. В этом месте побег наиболее богат образовательной тканью, способствующей быстрейшему заживлению раны.
Формирование штамба (ствола). Прежде чем заложить крону у лиственных пород, необходимо подготовить достаточной высоты и толщины штамб. Высота штамба декоративного дерева зависит от характера насаждений, куда предназначается его высадка на постоянное место. Для уличных и аллейных посадок применяются высокоштамбовые деревья (с высотой штамба от 180 до 220 см). В этих типах посадок ветви и сучья кроны должны быть подняты на такую высоту, чтобы они не мешали движению по улицам и аллеям. При создании групп или массивов в садах и парках высаживают деревья со средней высотой штамба в пределах от 120 до 170 см. Первоначальное формирование штамба у дерева начинается в первой школе, где необходимо вырастить саженцы лиственных деревьев общей высотой от 150 см и выше. Стволик у него должен быть ровным и достаточно крепким, имеющим толщину у корневой шейки не менее 2-3 см, что позволит вести его дальнейшую культуру без кола.
Во второй школе формирование штамба продолжается главным образом за счет наращивания его толщины, что обеспечивается путем оставления на стволе так называемых «побегов утолщения». Установлено, что отложение питательных веществ происходит в значительной степени вблизи мест их выработки. Поэтому наиболее интенсивное утолщение происходит в тех частях ствола, где расположены короткие побеги. Последние, не имея тенденции к сильному росту, не расходуют полностью вырабатываемые ими пластические вещества и откладывают их в близлежащих частях растения, на которых они расположены. Этим свойством коротких побегов и пользуются для утолщения штамба. Для этого все боковые побеги, расположенные ниже кроны вдоль штамба, регулярно укорачивают (пинцируют), превращая их путем подрезки в короткие побеги (рис. 53). После того как побеги утолщения выполнят свое назначение, их удаляют вырезкой на кольцо. Одновременно с этим у большинства медленно растущих пород продолжается и наращивание штамба в высоту. Для высокоштамбовых форм, как правило, требуются более длительные сроки выращивания в сравнении со среднештамбовыми деревьями.
Иногда формирование штамба во второй школе приходится производить заново, к этому прибегают в тех случаях, когда саженцы, пересаженные во вторую школу, обмерзают зимой или высадка производится нестандартным материалом, заготовленным в лесу. Для возобновления штамба у обмерзших и нестандартных саженцев их обрезают на пень. Эта работа выполняется рано весною до начала сокодвижения. Пень оставляют высотою 10-12 см с расчетом последующей подвязки к нему проросшего побега. У саженцев, срезанных на пень, из спящих или боковых почек развивается несколько побегов, из них оставляют наиболее сильный, а остальные удаляют. Оставшийся побег привязывают к шипу и выращивают из него штамб. На следующий год шип вырезают. Обычно после обрезки на пень развиваются сильные, хорошо развитые однотипные штамбики. Однако этот прием задерживает выпуск быстро растущих пород на 1-2 года, а умеренно и медленно растущих — на 3-4 года.
Для получения ровного штамба стволики некоторых пород (вяз) приходится подвязывать к кольям.
Закладка и формирование кроны у большинства пород начинается на второй год после посадки их во вторую школу. И только у таких быстро растущих пород, как тополь, клен ясенелистный, можно к частичной регулировке кроны приступить в первый год. В декоративном питомнике приходится иметь дело с большим количеством древесных пород, характеризующихся различными типами естественных форм кроны.
Цилиндрические или колоннообразные формы, характеризующиеся тем, что высота кроны превосходит в несколько раз ее диаметр, который почти одинаков по всей высоте. Такие кроны могут формироваться на более низком штамбе (тополи итальянский и берлинский, обыкновенный граб, европейский бук, западная туя).
Пирамидальные или конические формы, у которых крона равномерно суживается кверху; высота превосходит диаметр, причем последний имеет наибольшие размеры в основании. Наиболее характерными представителями таких пород являются хвойные (обыкновенная ель, колючая ель и ее формы, сибирская пихта и др.). Эти формы обрезке не подвергаются и воспитываются в естественном виде.
Шаровидные кроны, характеризующиеся тем, что их диаметр почти равен высоте (шаровидная ива, белая акация, западная шарообразная туя).
Живописно сферические кроны — широковетвистые, массивные, с ярко выраженными скелетными ветвями; диаметр кроны бывает несколько больше или меньше высоты (дуб, клен, липа, вяз, береза, ильм и др.).
Плакучие формы кроны характерны свисающими вниз ветвями (плакучая береза, рябина,, ива и др.); крона закладывается на высоком штамбе как при размножении прививками, так и семенами.
Таким образом, при формировании саженцев необходимо в первую очередь считаться с формой кроны, присущей данной породе. Поэтому основное значение в питомнике имеет формирование декоративных деревьев в так называемой свободно растущей, или естественной, форме. В меньших размерах применяются «искусственные, или архитектурные, формы», когда крона деревьев формируется в виде шара, эллипса, конуса, пирамиды, получаемых в результате регулярной подрезки. К породам, долго сохраняющим приданную форму, можно отнести липу, дуб, клен, ель, пихту и др. Относительно быстро теряют приданную форму такие породы, как тополь, рябина, ива, ильм и вяз.
Закладка кроны у лиственных пород, имеющих сферическую или шаровидную крону, производится следующим образом. По специально подготовленной деревянной мерке, высота которой равна высоте штамба (установленной для данной породы) с добавлением 35-50 см на нижние сучья кроны, срезают верхушку побега. Работа эта проводится рано весной до начала сокодвижения. У некоторых пород (береза, черемуха и др.), склонных к интенсивному ветвлению, крона хорошо развивается и без специальной подрезки верхушечного побега. Для образования основных сучьев кроны пригодны только хорошо развитые почки, подготовленные растением в предшествующем году. Особое внимание обращается на силу развития верхней почки, дающей начало побегу продолжения. Недостаточно вызревшие и слабые почки для закладки кроны непригодны, в этом случае побег обрезают сильнее до хорошо развитых сильных почек.
К формированию кроны можно уже приступить в первой половине вегетационного периода, когда разовьются побеги.
В процессе формирования необходимо следить за развитием центрального проводника, который должен иметь доминирующее положение в сравнении с размещенными на нем скелетными сучьями первого порядка. У ряда пород ближайший к проводнику побег часто занимает конкурирующее положение, что может привести к раздвоению центрального проводника. Чтобы избежать этого, конкурирующий побег надо удалять или подавлять его развитие регулярной прищипкой. Развитие остальных побегов, составляющих крону, регулируется путем укорачивания сильно растущих веток для задержки их роста. Для усиления слабо растущего побега делают над ними на высоте 0,5-1 см полулунный надрез. Если надрез сделать на таком же расстоянии ниже основания побега, развитие его задержится.
Побеги, расположенные ниже первых сучьев кроны по всей высоте штамба, должны служить побегами утолщения. Те из них, которые не длиннее 5-10 см, оставляют без обрезки, а все более сильные побеги пинцируют (конец июня, июль), укорачивают, оставляя шейки длиною 8-10 см. Пинцировку проводят регулярно с тем, чтобы не давать оставляемым укороченным побегам развивать новые точки роста. Слабые же побеги, оставленные без обрезки, с усилением роста следует прищипывать так же, как и все остальные.
Таким образом, поддерживая оставленные побеги утолщения прищипнутыми до их удаления, мы заставляем расположенные на них листья направлять вырабатываемые пластические материалы на утолщение штамба.
Незначительным регулированием основных сучьев кроны и наблюдением за развитием центрального проводника и ограничиваются при формировании кроны у большинства лиственных пород, предоставляя им возможность развивать естественную крону, свойственную данной породе.
Для некоторых пород, склонных давать редкое расположение скелетных ветвей (тополь, вяз, клен, липа), применяют среднюю, а иногда и сильную обрезку. Такую обрезку делают через один или два года после закладки кроны; она вызывает дополнительное ветвление, создавая более компактную загущенную крону.
Формирование искусственных форм крон (шар, пирамида, куб и т. д.) производится в третьей школе. Породам, намеченным для этой цели во второй школе, должны быть даны одна средняя или сильная обрезка и первоначальная формовка в заданной форме кроны.
Работу по регулированию развития кроны и пинцировку побегов утолщения производят на протяжении всего времени выращивания саженцев во второй школе. Удаление побегов утолщения осуществляется в несколько приемов: часть из них срезают за год до выпуска саженцев, остальные в год выпуска, но не позже чем за два вегетационных месяца до выкопки. Обычно эту работу выполняют в начале второго сокодвижения (июль — август), когда обеспечивается наиболее быстрое появление каллюсных образований и зарастание срезов.
Сроки обрезки оказывают непосредственное влияние на степень потери растением пластических материалов. У пород с опадающими листьями после окончания вегетации значительная часть питательных веществ перемещается в основания сучьев, ствол и корни. В период вегетации, наоборот, большая часть как запасных питательных веществ, так и вырабатываемых листьями, поступает к вершинам ростовых побегов. Поэтому вполне естественно, что при обрезке, проводимой в период покоя, растение меньше теряет пластических материалов, чем в период вегетации.
Исходя из этого, сильную и среднюю обрезку саженцев, а также обрезку на пень надо производить в период покоя. Чаще всего эту работу выполняют рано весной. При летней обрезке следует ограничиваться только прищипкой верхушек (пинцировка), стремясь свести к минимуму количество удаляемых побегов. Несвоевременное проведение пинцировки приводит к значительному удлинению укорачиваемых побегов, а сильное укорачивание даже во второй половине лета может вызвать рост нижележащих пазушных почек, что приведет к излишнему расходу питательных веществ и будет препятствовать их накоплению.
Окончательно сформированные саженцы деревьев при выпуске из второй школы должны иметь установленной высоты штамб с толщиной на высоте груди 2-3 см и 6-8 основных скелетных ветвей, расположенных симметрично.
Обобщая приемы ухода за саженцами деревьев во второй школе по годам, их можно свести к следующему перечню.
Первый год. При осенней посадке саженцы на зиму окучивают и весной следующего года (возможно раньше) разокучивают. После окончания весенней посадки для разрыхления уплотненной почвы производят культивацию. В течение лета, в зависимости от степени уплотнения почвы и зарастания сорняками, междурядную обработку с прополкой повторяют 4-6 раз. Боковые побеги регулярно пинцируют; если появляется боковой побег, конкурирующий с центральным, его прищипывают или удаляют. Систематически и своевременно проводят борьбу с вредителями и болезнями. На зиму саженцы окучивают.
Второй год. У пород, достигших необходимой высоты, рано весной (март — апрель) закладывают крону и, как только позволит почва, саженцы разокучивают с одновременным внесением минеральных удобрений. В течение лета проводятся работы по регулированию кроны; побеги утолщения, расположенные у основания штамба, частично удаляют, вышележащие — укорачивают. У пород быстро растущих (тополь), которые могут быть предназначены к выпуску осенью текущего и весной следующего года, штамб полностью очищают от побегов утолщения за 2-3 месяца до выкопки саженцев. Междурядную обработку, уничтожение сорняков и борьбу с вредителями и болезнями проводят регулярно; осенью— окучивание.
Третий год. Породы с недостаточно компактной кроной рано весной подвергают средней или сильной обрезке. Полезно сочетать ее с внесением в междурядья органических удобрений с заделкой их при разокучивании саженцев; одновременно вносят и минеральные удобрения. В течение лета продолжают регулирование кроны, нижние побеги утолщения удаляют, верхние — укорачивают. У пород, предназначаемых к выпуску, побеги утолщения удаляют полностью. Регулярная междурядная обработка с уничтожением сорняков, осеннее окучивание и борьба с вредителями являются необходимым минимумом работ.
Четвертый и пятый годы. Продолжают рано весной формирование кроны; обрезку производят слабую. Большую часть побегов утолщения снизу вырезают, а оставшиеся — укорачивают. В год выпуска побеги утолщения удаляют полностью. Удобрение, борьба с вредителями и междурядная обработка такие же, как и в предыдущие годы.
Уход за саженцами кустарников во второй школе. За саженцами кустарников, воспитываемыми в кустовой форме, во второй школе проводят такой же уход, как и в первой школе. Основными и важнейшими мероприятиями остаются: достаточно частая и своевременная обработка междурядий и рядков с полным уничтожением сорной растительности, окучивание на зиму с последующим ранневесенним разокучиванием, внесение удобрений в виде ежегодных подкормок, систематическая и своевременная борьба с вредителями.
Получение компактного достаточно хорошо сформированного куста достигается обрезкой. В первый год, сразу после посадки, кустарникам дается небольшая подрезка, служащая регулированием соотношения надземной части с корневой системой, подвергшейся частичной обрезке при посадке. На следующий год рано весной большая часть пород подвергается сильной обрезке с оставлением побегов длиною 8-12 см от земли. В результате такой обрезки у основания растения появляется большое количество побегов, создающих густой хорошо развитый куст.
Штамбовые кустарники формируются во второй школе в основном так же, как и деревья. Чаще всего в штамбовой форме культивируются боярышник, желтая акация, обыкновенная сирень, крушина, красная бузина, золотистая смородина и некоторые другие (рис. 54).
Для прививки и культуры штамбовых роз предварительно подготавливается в качестве подвоя штамбовый шиповник.
Первоначальное формирование штамба у кустарников, как это уже указывалось выше, начинается в первой школе. Предназначенные для этой цели саженцы не подвергаются обрезке на пень. На кусте выбирают наиболее сильный побег, из которого и формируют штамб, а все остальные побеги регулярно вырезают по мере их появления. Культура на штамбе привитых кустарников (роза, смородина) чаще всего в условиях средней и северной полосы осуществляется путем прививки их под стеклом. Для этого подвои с предварительно подготовленным в первой школе штамбом высотою 70-100 см высаживают в горшки, укореняют и производят зимнюю прививку в оранжереях. Весною привитые саженцы выбивают из горшка и, не разрушая кома, высаживают во вторую школу. Привитая сирень и боярышник могут воспитываться в штамбовой форме из окулировок.
Во второй школе штамбовые кустарники высаживают ряд от ряда на расстоянии 90-100 см, а расстояние между растениями в ряду дается 60-80 см. Первоначально развивающиеся побеги, предназначаемые для воспитания штамба, бывают у кустарников довольно тонкими и гибкими и поэтому они под воздействием ветра искривляются. Для получения ровного штамба к ним ставят кол и производят подвязку. Дальнейший уход по формированию штамба и кроны заключается в регулярном удалении корневой поросли, прищипке побегов утолщения у тех пород, которые их дают, и подрезке кроны. Крона чаще всего у штамбовых кустарников формируется в виде шара; достигается это регулярной подрезкой по окружности кроны. Перед выпуском побеги утолщения вырезают на кольцо. Для воспитания архитектурных форм штамбовые кустарники пересаживают в третью школу, где и производится окончательное их формирование. Перечень мер ухода по годам можно свести к следующим работам.
Первый год. Саженцы, высаженные осенью, на зиму окучивают, а рано весной следующего года — разокучивают. После посадки кустарники подвергают небольшой обрезке. Обрезку производят шпалерными ножницами. В течение года производят 5-7 культиваций с прополкой сорняков; почву в школе необходимо поддерживать все время в разрыхленном состоянии и чистой от сорняков. Борьбу с вредителями и болезнями проводят регулярно. Осенью саженцы окучивают. Для штамбовых кустарников устанавливают кол и подвязывают к нему побеги, делая в течение лета 1-2 перевязки. Появляющиеся боковые побеги пинцируют.
Второй год. Рано весною до начала сокодвижения породы недостаточно кустящиеся подвергают сильной обрезке. В междурядия вносят минеральные удобрения в виде туковой смеси и заделывают их при разокучивании саженцев. В остальном уход аналогичен уходу в первый год. Быстро растущие породы осенью выкапывают. У штамбовых кустарников со второй половины лёта начинают формирование кроны путем регулирования роста побегов прищипкой.
В это же время приступают к первоначальной подрезке кустарников для создания соответствующих архитектурных форм. Осенью окучивают.
Третий год. Продолжают формирование кроны у штамбовых кустарников и формовочную подрезку архитектурных форм. Подрезку производят рано весной до начала сокодвижения. В остальном уход такой же, как и в предыдущем году. Большую часть кустарников осенью выкапывают для выпуска.
Штамбовые и архитектурные формы кустарников остаются еще на 1-2 года для продолжения формовки.
Выкопка саженцев. Важнейшее значение при выпуске посадочного материала имеет организация и техника выкопки саженцев. Неправильная выкопка приводит к снижению качества и порче посадочного материала. Выкопка чрезвычайно трудоемкая работа, требующая большого количества рабочей силы. Поэтому ее следует в больших размерах производить осенью, так как весной обычно имеется много других работ на питомнике, а сам период работы весной очень короток. Все это создает большие трудности при весеннем производстве работы. Саженцы, выкопанные осенью для весенней реализации, сохраняют в прикопе. К выкопке посадочного материала осенью приступают после окончания вегетации, что определяется
окончанием формирования верхушечной почки, созреванием верхушки побега и началом листопада. Преждевременная выкопка снижает приживаемость саженцев и если к ней приходится прибегать, необходимо ошмыгивать листья. Прежде всего начинают выкапывать рано созревающие породы; породы, созревающие поздно, выкапывают в последнюю очередь. Иногда в питомнике приходится производить выборочную выкопку: через одно растение, через ряд или выбирая наиболее крупные и сильные растения. Выборочная выкопка производится только вручную лопатами или специально сконструированным ломом. Обычно выкапывают саженцы двое рабочих, каждый из них — вдоль выкапываемого ряда прокапывает узкую канавку на расстояние 30-40 см от штамба и на такую же глубину. После этого рабочие, воткнув лопаты с двух сторон саженца, подрезают корни и поднимают деревце. Затем один йз рабочих берет саженец за основание штамба и тянет на себя, а второй в это время лопатой помогает его высвобождать и отрубает корни, удерживающие саженец. Применение лома (рис. 55) значительно упрощает работу по извлечению саженца из почвы тем более, что на тяжелых почвах лопаты ломаются.
При сплошной выкопке работу можно механизировать, применяя выкопочный плуг, работающий на лебедочной тяге от трактора. Этот плуг дает хорошее качество работы, сохраняя корни третьего и четвертого порядка.
Выкопку кустарников, имеющих небольшие размеры по высоте, можно производить плугом, монтируемым впереди трактора.