Питомниковод.рф —
профессиональное оборудование для питомников, садов, теплиц.
+7 (473) 228-65-92
Статьи

Третья школа

В озеленении магистралей, улиц, при скоростном строительстве садов и парков, а также для ремонтных посадок широкое применение получили крупномерные са­женцы деревьев в возрасте 15-25 лет и старше. Обычно это уже вполне сформированные полувзрослые деревца общей высотой 3,5-5 м, с хорошо сформированной кро­ной. Высота штамба у них должна быть от 200 до 250 см с толщиной его на высоте груди от 6 до 10 см. Такие саженцы выращиваются в третьей школе, которая иначе именуется «школой аллейных и ремонтных деревьев», или «школой крупномерного посадочного материала»; иногда ее называют «школой длительного выращивания».

В значительно меньших размерах высаживают в третью школу кустарники для воспитания крупных саженцев или архитектурных форм.

Архитектурные формы деревьев и кустарников в со­ставе третьей школы выделяются в самостоятельное отде­ление.

Организация третьей школы. Осуществляется по та­кому же принципу, как в первой и второй школах. Чаще всего саженцы третьей школы делятся на две группы:

  1. медленно растущие породы (крупнолистная и мелко­листная липы, конский каштан, летний дуб);
  2. умеренно и быстро растущие (ильм, обыкновенный вяз, берлин­ский тополь, серебристая ива, обыкновенный ясень, боро­давчатая береза).

Породы медленно растущие в зависимости от устано­вленных кондиций могут выращиваться в третьей школе от 5 до 7 лет, а умеренно и быстро растущие — от 3 до 5 лет. Для лесных саженцев эти сроки удлиняются на 1-2 года вследствие того, что у них заново приходится формировать крону. В соответствии с установленными сроками выращивания проектируют два севооборота. Если для медленно растущих пород намечен пятилетний срок выращивания, севооборот должен быть минимально 11-12-польным. Четырехлетний срок для умеренно и быстро растущих пород требует 9-10-польного сево­оборота. В тех случаях, когда между группами в сроках выращивания всего год разницы (четыре и три года или пять и четыре года), можно ограничиться одним 8-9-польным севооборотом. Необходимость установле­ния севооборотов, в которых удельный вес площади под сельскохозяйственными культурами больше на одно-два поля, чем занимают саженцы, определяется следующими соображениями. Во-первых, отпуск саженцев с комом земли и систематическая междурядная глубокая обра­ботка почвы приводят к сильному разрушению структуры почвы, восстановление которойтребует продолжительных сроков; во-вторых, выпуск крупномерных саженцев не всегда производится сразу, а в большинстве случаев затя­гивается на один-два года, что в свою очередь требует иметь одно или два резервных поля.

Привитые и архитектурные формы размещаются в севообороте с медленно растущими породами.

Отбор саженцев для посадки в третью школу. В тре­тью школу пересаживают сравнительно небольшой ассор­тимент деревьев из числа пород, которые чаще всего применяются в аллейных и уличных посадках. Для сред­ней и северной полосы наибольшее значение имеют крупнолистная и мелколистная липы, остролистный клен, конский каштан, летний дуб, шершавый ильм, обыкновен­ный вяз, тополь берлинский, ива серебристая, ясень обык­новенный, береза бородавчатая и некоторые другие породы. Среди перечисленных пород липа, особенно крупнолистная, является наилучшей для озеленения улиц и аллейных посадок. Она хорошо переносит стрижку, долго сохраняет приданную ей форму, имеет ровный глад­кий ствол, яркозеленые рано распускающиеся листья и душистые цветы. Для третьей школы отбираются преимущественно породы, медленно растущие, имеющие наи­большее применение в уличных и аллейных посадках. Породы быстро растущие, за исключением тополя, ивы серебристой, занимают меньший удельный вес и пред­назначаются в основном для обеспечения ремонтных посадок.

Для формирования крупномерных саженцев при выкопке из второй школы отбирают лучший по качеству посадочный материал с нормально развитой кроной, глад­ким и совершенно ровным стволом толщиною 2,5-3 см на высоте груди. Саженцы с кривым штамбом, имеющие поранения, со слабо разветвленной или испорченной при выкопке корневой системой для посадки в третью школу непригодны.

Заготовка молодых деревьев лесного происхождения для посадки в третью школу. К такой пересадке прибегают при полном отсутствии или недостатке перешколенного посадочного материала в питомнике. Наиболее пригодна для этой цели мелколистная липа, частично могут быть использованы остролистный клен, обыкновенный ясень, обыкновенный вяз и бородавчатая береза. В ленинград­ских декоративных питомниках (Выборгский, Пулков­ский, Зеленогорский) мелколистную липу, заготовленную в лесу, регулярно высаживали в третью школу (за период с 1948 по 1954 год было высажено свыше 80 тысяч). При соблюдении основных условий агротехники пересадки липа хорошо приживалась и на третий год после посадки давала нормальный прирост, позволяющий приступить к формированию кроны (рис. 56).

Заготавливаемый в лесу посадочный материал, нахо­дясь в различных условиях произрастания, бывает чрез­вычайно разнокачественным и неоднотипным. В затенен­ных местах растения сильно тянутся, имеют тонкий, длин­ный ствол с чрезвычайно редким ветвлением и слабо развитую корневую систему. На местах более разрежен­ных и достаточно освещенных (на опушках, полянах) они менее вытянуты, с более толстым ровным штамбом, силь­ными боковыми побегами, расположенными по всей длине ствола, и хорошо развитой корневой системой. Кроме того, такая порода, как липа, может быть семенного или порослевого и естественно-отводкового происхождения. Остальные породы (клен, ясень, береза) обычно семен­ного происхождения. При отборе посадочного материала предпочтение отдается растениям семенного происхожде­ния. Однако, так как липа мелколистная, встречающаяся в лесу, в подавляющем большинстве вегетативного проис­хождения, приходится заготавливать и отводковые и порослевые деревья с достаточно развитой корневой си­стемой. Растений сильно вытянутых, с затененных мест следует избегать, так как они плохо прижи­ваются и из «их очень трудно сформировать хорошие крупномерные саженцы.

Первоначальным при­знаком, по которому отбирают лесной молод­няк для пересадки в третью школу, является наличие хорошо разви­того ствола. Последний должен быть совершен­но ровным, без повре­ждений, толщиною не менее 4-6 см (на вы­соте груди). Желатель­но иметь часть силь­ных скелетных ветвей кроны, но наличие их не является обязатель­ным, так как у лесных саженцев в третьей школе крону приходит­ся формировать заново. Штамб же у этих деревьев к моменту посадки должен быть сформирован и иметь соответствующую высоту и толщину; поэтому первоначальный отбор лесных сажен­цев и производится по этому признаку. Обычно при ука­занной выше толщине штамба лесные саженцы имеют общую высоту 5-6 м, а возраст их колеблется в преде­лах 14-18 лет. Окончательное определение пригодности лесного молодняка для пересадки в школу определяется по состоянию корневой системы, которая должна быть достаточно сильной и разветвленной. Это имеет особенно большое значение при заготовке липы вегетативного происхождения. Развиваясь на маточных побегах, она зачастую имеет очень слабо развитую корневую систему. Поэтому при заготовке липы надо чрезвычайно внима­тельно следить за качеством корневой системы. Опыт показал, что хорошие результаты дает предварительная подготовка в лесу лип вегетативного происхождения. Для этого весной или даже в начале лета (июнь), когда происходит наиболее интенсивное корнеобразование, от­рубают острой лопатой корневую систему от питающего растение маточника. Обрубку корней производят по окружности на расстоянии 30-35 см от штамба, при этом одновременно укорачивают вершину стволика и боковые побеги. Подрезку производят по шаблону на высоте 3,5-4 м укорачивая боковые побеги на одну чет­верть. Подготовленные таким образом саженцы липы отмечают краской и оставляют в лесу. На следующий год к осени такие деревья развивают хорошую корневую систему, обеспечивающую нормальную их приживаемость при пересадке. Выкапывают посадочный материал в лесу очень осторожно, с сохранением кома. Для этого на рас­стоянии 25-30 см от штамба отрывают кольцевую тран­шейку и перерубают острой лопатой толстые корни на глубине 30-35 см. Отводковые липы, не подвергавшиеся предварительной подготовке, сидят на маточном побеге, последний перерубают топором, после чего липа легко отделяется с комом земли. Доставка посадочного мате­риала из леса должна быть организована так, чтобы не подсушить корни и сохранить ком.

Площади питания для саженцев, высаживаемых в третью школу. Площади питания в зависимости от сро­ков выращивания могут быть следующие.

Породам быстро растущим, с непродолжительными сроками выращивания, даются меньшие площади пита­ния, чем породам медленно растущим, находящимся в школе 5-6 лет, а иногда и больше.

Размещение саженцев на площади в зависимости от расстояний в ряду и между рядами может быть квадратное, прямоугольное и шахматное (рис. 51). По­следнее, в связи с большими расстояниями в ряду и меж­ду рядами, позволяет производить междурядную обра­ботку во всех направлениях (в продольном, поперечном и по диагоналям).

Разбивка посадочных мест должна быть чрезвычайно тщательной, исключающей всякую возможность искри­вления рядков, особенно при шахматном размещении. Незначительная неточность в разбивке на больших уча­стках может привести к значительным отклонениям отдельных саженцев в рядах. Это затрудняет междуряд­ную обработку почвы и нередко приводит к повреждению саженцев, выступающих из рядков. Поэтому разметка, копка ям и посадка саженцев производится с помощью металлических посадочных шнуров по такому же прин­ципу, как это было описано выше, при посадке саженцев деревьев во вторую школу . Шнуры могут быть использованы с метками через 0,5 м для 1,5 и 2,5-метро­вых расстояний и с метками через 1 м для 2-метровых расстояний. При пользовании этими шнурами пропу­скается необходимое количество меток в соответствии с установленными расстояниями между рядами и в ряду.

Посадка древесных саженцев в третью школу. Вы­садка саженцев в третью школу производится преиму­щественно весною; осенняя посадка менее желательна, так как в неблагоприятные годы несколько снижается укоренение. Если же производится осенняя посадка, она должна быть закончена возможно раньше. Березу вообще осенью сажать не следует, так как она при осенней посадке дает чрезвычайно низкий процент укоренения.

Подготовка почвы для посадки саженцев в третьей школе производится так же, как и во второй. Глубина вспашки должна быть максимальной и не менее 35-45 см. В тех случаях, где почвенные условия не по­зволяют произвести на такую глубину вспашку с оборо­том пласта, необходимо применять почвоуглубитель.

Подготовку посадочного материала к посадке произ­водят следующим образом.

Саженцы, выкопанные из второй школы и отобран­ные для пересадки в третью школу, обрезают по шаблону на высоте 3,5 м. Все боковые побеги сильно укорачи­вают, удаляя от 60 до 80% их общей длины. Корневую систему тщательно осматривают, поврежденные корни удаляют, сильно выступающие в сторону — укорачивают, рваные и неправильно сделанные срезы заглаживают острым ножом.

Саженцы, взятые непосредственно из леса (дички), подготавливают таким же образом одновременно с сорти­ровкой. Боковые побеги, расположенные на штамбе ниже начала кроны, обрезают с оставлением небольшого пенька длиною 8-10 см. В дальнейшем этот пенек, после того как саженцы приживутся и пойдут в рост, выре­зают на кольцо. Саженцы березы обрезке не подвергают.

Техника посадки саженцев в третью школу имеет свои особенности. Высаживаются сформированные, до­вольно крупные деревца, имеющие корневую систему размером 40-50 см в диаметре. Поэтому посадка их должна производиться в соответствующих размеров ямку, с особой тщательностью и соблюдением таких же условий, какие соблюдают при посадке саженцев на постоянные места. Для усиления развития корневой системы, расположенной в небольшом радиусе от корне­вой шейки, рекомендуется добавлять в ямки компостиро­ванный торф, перегной или высокопитательную содовую землю.

Особо ценные породы, в первую очередь хвойные (серебристые формы ели, тую и др.), высаживают в про­волочные или ивовые корзины, заполненные питательной землей, и вкапывают их в землю. Посадка в корзины облегчает сохранение кома при пересадке саженцев и дает возможность производить пересадку их летом, обес­печивая высокую приживаемость. На участке, подгото­вленном для посадки, натягивают шнуры и по меткам кольями размечаются места посадок. Кол устанавли­вают временно и поэтому его вбивают слабо, так как при копке ямок его вынимают и кладут рядом. После раз­бивки ряда кольями шнур может быть ослаблен и сдви­нут в сторону для того, чтобы он не мешал копке ям. Ямы копают диаметром 70 см и глубиной 60 см (или 60X60). При выкопке ям верхний слой земли сбрасы­вают на одну сторону, а нижний — на другую сторону ямки. Когда ямки будут выкопаны по всему ряду, шнур натягивают снова и кол устанавливают строго против метки с одновременным визированием по рядам. После этого кол прочно вбивают в дно ямы. Установка кола в третьей школе вызывается тем обстоятельством, что крупные саженцы, особенно лесного происхождения, до полного укоренения бывают малоустойчивыми и раска­чиваются ветром, что отрицательно влияет на их укоре­нение.

Посадку производят двое рабочих. Один из них под­носит саженец, корневую систему которого предвари­тельно обмакивают в болтушку коровяка с глиной, вто­рой — в это время сбрасывает на дно ямки ту землю, которая была снята с верхнего слоя почвы. Первый устанавливает саженец на насыпанный холмик земли рядом с колом так, чтобы последний был с южной сто­роны саженца, тогда кол будет защищать штамб от солнечных ожогов. После установки саженца второй рабочий продолжает сбрасывать землю, закрывая ею корни. В это время первый рабочий встряхивает саже­нец, несколько приподнимая и опуская его и следит за тем, чтобы корневая шейка была на 1-2 см выше уровня почвы; потряхиванием устраняются пустоты и обеспечи­вается более плотное прилегание к корням земли. Одно­временно с засыпкой корней землю вокруг саженца плотно утаптывают и устраивают лунку для полива. Сразу после посадки производят поливку в количестве не менее одного ведра на дерево. К колу саженец под­вязывают в двух местах; для того чтобы не терлась кора, под завязку на ствол накладывают кусок бересты.

Посадка кустарников в третью школу. Культура кустарников в третьей школе для получения саженцев, предназначенных для ремонтных и групповых посадок, проста и не имеет особых различий по сравнению с куль­турой их во второй школе. Площади питания увеличи­вают и дают их в пределах 1,5 X 1,5 м, 1,5X2 м или 2 X 2 м. Сажают растения в ямки, соответствующие раз­мерам корневой системы, под металлический шнур. Чаще всего в третью школу высаживают следующие породы: сирень, жасмин, акацию, барбарис, иргу, татарский клен, калину, кизильник, тую, боярышник, смородину альпий­скую, вяз и липу в кустовой форме, и некоторые другие породы.

Уход сводится к регулярной междурядной обработке, борьбе с вредителями и болезнями и подкормке мине­ральными удобрениями. Выращиваются кустарники в третьей школе в течение 2-4 лет. Специальной под­резки им не дают, предоставляя возможность разви­ваться в естественной форме. Породы, дающие семена, могут быть использованы в качестве маточников.

Уход за саженцами и их формирование. В засушли­вую погоду после посадки саженцы следует регулярно поливать. Благоприятное влияние на укоренение оказы­вает дождевание, которое следует проводить рано утром или поздно вечером. Липу отводкового происхождения, пересаживаемую непосредственно с маточной плантации в третью школу, или лесного происхождения следует для затенения штамба обвязывать мешковиной, крупной соломой, камышом или обвертывать мхом. Такая пред­осторожность необходима в первый год после посадки для того, чтобы избежать ожогов штамба, особенно в тех случаях, когда саженцы высаживаются без кола. Для остальных пород обвязку можно не делать.

Регулярной междурядной обработкой почва в третьей школе все время должна поддерживаться в рыхлом со­стоянии и чистой от сорняков. На второй год после посадки весной вносят органические удобрения (перегной, торфокомпост), раскладывая их под каждое дерево с по­следующей заштыковкой по приствольному кругу. Боль­шие междурядные расстояния (2 м) позволяют раз­возить удобрения на лошади, сбрасывая их под каждое дерево. В последующие годы дают минеральную под­кормку туковой смесью.

Осенью междурядные расстояния пропахиваются ма­леньким плужком, благодаря чему почва в течение зимы не будет уплотняться.

В первый год после посадки, особенно осенней, сле­дует на зиму саженцы окучить; окучивание производят мотыгами.

Формирование саженцев в третьей школе направлено в первую очередь на создание компактной, с красивым скелетом и симметрично расположенными сучьями кроны. Компактность и загущение кроны достигается сильной обрезкой, производимой для быстро растущих пород (тополь, серебристая ива) 3 раза за период выра­щивания их в школе, для медленно и умеренно растущих (липа, дуб, клен, вяз, ильм) — 3-4 раза (обрезку берез для формовки кроны не производят). Первую обрезку, как указывалось выше, производят при посадке. У быстро растущих пород, пересаженных из второй школы, после укоренения в первый год на оставленных пеньках скелетных сучьев развивается достаточно сильный при­рост ветви второго порядка. На следующий год рано весной, до начала сокодвижения, однолетний прирост ко­ротко обрезают с оставлением пенька с двумя-тремя поч­ками, из которых развиваются побеги третьего порядка.

На третий год эти побеги рано весной снова коротко под­резают. В течение лета побеги, обгоняющие в росте общую массу кроны, укорачивают. В результате такой подрезки к концу третьего года у саженцев быстро растущих пород образуется довольно густая и компакт­ная крона.

У медленно и умеренно растущих пород в первый год после посадки побеги второго порядка (однолетний при­рост) развиваются слабо. Поэтому на второй год слегка укорачивают только более сильные побеги, а слабые остаются без подрезки. На третий год дают более силь­ную подрезку, но опять-таки с учетом силы роста побе­гов: более сильные подрезают больше, более слабые — меньше. У лесных саженцев, имеющих обычно редкую крону, сильная обрезка, которая производится при посадке, вызывает развитие из спящих почек добавоч­ных боковых побегов. Эти побеги в первый год не под­резают, а на второй год слегка прищипывают для утол­щения их и превращения в скелетные сучья. На четвертый год кроне подрезкой придают намеченную форму (конус или шар). Если саженцы остаются еще на год или два в школе, ежегодной небольшой подрезкой продолжают формовку и закрепление приданной кроне формы. У лесных лип при удалении боковых побегов, расположенных ниже кроны, остаются пеньки (рис. 56). После того как саженцы хорошо приживутся, пеньки вырезают на кольцо; обычно эту операцию производят на второй или третий год после посадки, когда саженцы активно пойдут в рост, что обеспечивает быстрое заплывание срезов.

Отделение архитектурных и привитых форм. Для удобства обслуживания и создания необходимых усло­вий выращивания все архитектурные формы деревьев и кустарников объединяются в одном отделении, разме­щаемом в севообороте с медленно растущими деревьями. Из них наибольшее значение имеют плакучие и некото­рые другие (шарообразные, пирамидальные) формы, размножаемые прививкой, а также искусственные формы, получаемые в результате обрезки.

Выращивание плакучих форм деревьев производится у следующих пород, размножаемых прививками: ильм плакучий прививается на ильме шершавом (Ulmus mon­tana), рябина плакучая на рябине обыкновенной (Sorbus aukuparia), ясень плакучий на ясене американском (Fracsinus americana), яблоня плакучая на сибирской яблоне (Malus baccata) и на сливолистной яблоне (Malus prunifolia), плакучая форма козьей ивы на козьей иве (Salix саргеа). Прививка может выполняться глазком или черенком на штамбе соответствующих подвоев на высоте 180-220 см от земли.

Удобнее прививку выполнять глазком на штамбе и производить ее еще во второй школе деревьев. Для этой цели отбирают в необходимом количестве несколько рядков подвоев и в первый или на следующий год после посадки они в июле месяце подвергаются окулировке.

Саженцы выбираются ровные, достигшие необходи­мой высоты, окулировку производят на высоте 200-220 см одновременно двумя-тремя глазками, расположен­ными в разных плоскостях и на расстоянии 5-8 см один от другого.

Это делается для того, чтобы получить равномерно расположенные сучья кроны. Для сохранения прижив­шихся глазков их на зиму обвязывают рогожей или соло­менным жгутом. У перезимовавших окулировок рано весной верхушку подвоя срезают над верхним прижив­шимся глазком; все боковые побеги, расположенные ниже прививки, сильно обрезают и оставляют в качестве побегов утолщения.

Прививку черенком производят весной в период активного сокодвижения подвоя, седлом за кору, вприклад или инкрустацией. К привитым саженцам для их подвязки устанавливают колья. Через один или два года одновременно с выкопкой саженцев данного поля выка­пывают и привитые экземпляры и пересаживают в отде­ление архитектурных форм.

В некоторых питомниках практикуют другой способ, который заключается в следующем. При выкопке из вто­рой школы отбирают нужного качества подвои и пере­саживают в отделение архитектурных форм третьей школы, где им после укоренения, обычно на следующий год, производят прививку.

Недостатком этого приема является то, что, с одной стороны, удлиняется срок выращивания саженцев, так как для формирования кроны после прививки потре­буется 5-6 лет, с другой стороны, не прижившиеся при­вивки будут оставаться в отделении в качестве не при­витых саженцев, нарушая однообразие; они к тому же будут затенять своими кронами слабо растущие плаку­чие формы, в то время как при пересадке из второй школы мы имеем возможность отобрать наиболее удач­ные саженцы с одно-двухлетними привитыми побегами и сосредоточить их в одном месте для дальнейшего формирования.Формирование плакучей кроны сводится к получению большего количества скелетных ветвей и большему их разветвлению. Для этого одно-двухлетние побеги сильно обрезают с оставлением 3-4 почек. На следующий год побег продолжения укорачивают сильнее, а боковые побеги слабее. В последующие годы производят незна­чительную обрезку в целях регулирования роста отдель­ных побегов. На 4-5-й год саженцы будут иметь доста­точно сформированную крону.

Формирование кустарников производится двумя спо­собами: 1) без штамба — формируется куст в виде пира­миды, колонны, куба или шара; 2) на штамбе — форми­руется крона в виде шара или куба. Для формирования кустарников без штамба наиболее пригодны западная туя, остролистный кизильник, слабительная крушина, односемянный боярышник. Для этой цели отбирают наи­более сильно и хорошо раскустившиеся растения из вто­рой школы и пересаживают их в отделение архитектур­ных форм третьей школы с площадью питания 1,5Х1,5 м. Сразу после посадки кустарникам дают сильную подрезку с максимальным приближением к за­данной форме. Летом, в июле, производят небольшую чеканку (подрезку). При дальнейшем выращивании кустарники ежегодно подрезают рано весной и летом с постепенным приближением к заданной форме. Обрезка должна сопровождаться внесением достаточного количе­ства удобрений. В течение 4-5 лет удается в основном закончить формирование. Западную тую и односемянный боярышник легче сформировать в виде конуса, остро­листный кизильник и слабительную крушину в виде куба, шара или цилиндра.

Формирование кустарников на штамбе в отделении архитектурных форм третьей школы, по сути дела, является продолжением формирования, которое начи­нается в первой и второй школе. Для этой цели могут быть использованы золотистая смородина, односемянный боярышник, слабительная крушина, акация Лорберга и др. Во второй школе отбирают наиболее интересные формы и пересаживают в третью школу. Формирование кроны у них идет путем ранневесенней обрезки и неболь­шой летней чеканки по такому же принципу, как и фор­мирование нештамбовых кустарников. Акация Лорберга дает плакучую форму.

Выкопка саженцев. Производится с сохранением кома и с обнаженными корнями. Первый способ боле трудоемкий и сложный, но он дает почти стопроцентную приживаемость при пересадке саженцев на постоянные места. Для выкопки саженцев с комом применяется специальный вазон (рис. 58), сконструированный инже­нером Н. Я. Красиковым. Вазон состоит из двух поло­винок, соединяемых крючьями; дно вазона не сплошное, а с вырезом посередине для облегчения соединения двух половинок, подведенных под ком саженца. Предвари­тельно саженец окапывается кольцевой канавкой так, чтобы ком его соответствовал размеру вазона. Снизу на глубине, соответствующей высоте вазона, ком и корне­вую систему подрезают в горизонтальной плоскости, после чего обе половинки вазона опускают в канавки и скрепляют крючьями. Саженец с комом земли подни­мают из ямки за боковые скобы, под которые подводят два бревна. Подъем и погрузку осуществляют четыре рабочих. После такой выкопки оставшиеся ямки должны засыпаться привозной растительной землей.

Выкопку саженцев с обнаженными корнями произ­водят вручную. В начале отрывают канавку полуколь­цом, после чего саженец приподнимают ломиком, а глу­боко идущие стержневые корни перерубают. При выкопке необходимо стремиться к максимальному сохра­нению корневой системы.

Доставка оборудования, техники для питомников, плодопитомников и запасных частей во все города России (быстрой почтой и транспортными компаниями), так же через дилерскую сеть: Москва и Московская область, Владимир, , Санкт-Петербург, Саранск, Калуга, Белгород, Брянск, Орел, Курск, Тамбов, Новосибирск, Челябинск, Томск, Омск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Нижний Новгород, Башкирия, Уфа, Татарстан, Казань, Самара, Пермь, Хабаровск, Волгоград, Иркутск, Красноярск, Новокузнецк, Липецк, Башкирия, Тульская область, Ставрополь, Воронеж, Тюмень, Саратов, Оренбург, Краснодар, Кемерово, Тольятти, Рязань, Ижевск, Пенза, Иваново, Ульяновск, Набережные Челны, Ярославль, Астрахань, Барнаул, Владивосток, Тула, Чечня, Грозный, Крым Севастополь, Симферополь, в страны СНГ (Казахстан), Киргизия, Туркмения, Казахстан, Крым, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан, Ташкент, Азербайджан, Таджикистан.
Наш сайт не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ., а носит исключительно информационный характер. Для получения точной информации о наличии и стоимости товара, пожалуйста, обращайтесь по нашим телефонам. В случае копирования, использования любого материала находящегося на сайте www.pitomnik.ru, активная ссылка обязательна, в случае печати – печатная ссылка. Копирование структуры сайта, идей или элементов дизайна сайта строго запрещено. Технические данные и иллюстрации носят рекламный характер. Указанный комплект поставки и характеристики могут отличаться от входящего в серийную поставку. Производитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию изделий. Техническое оснащение и комплектацию оборудования просим уточнять у специалистов.
Права на все торговые марки, изображения и материалы, представленные на сайте, принадлежат их владельцам.

Во исполнение требований Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. Все персональные данные, полученные на этом сайте, не хранятся, не передаются третьим лицам, и используются только для отправки товара и исполнения заявки, полученной от покупателя. Все, лица, заполнившие форму заявки, подтверждают свое согласие на использование таких персональных данных, как имя, и телефон, указанные ими в форме заявки, для обработки и отправки заказа.
Хранение персональных данных не производится.