Третья школа |
В озеленении магистралей, улиц, при скоростном строительстве садов и парков, а также для ремонтных посадок широкое применение получили крупномерные саженцы деревьев в возрасте 15-25 лет и старше. Обычно это уже вполне сформированные полувзрослые деревца общей высотой 3,5-5 м, с хорошо сформированной кроной. Высота штамба у них должна быть от 200 до 250 см с толщиной его на высоте груди от 6 до 10 см. Такие саженцы выращиваются в третьей школе, которая иначе именуется «школой аллейных и ремонтных деревьев», или «школой крупномерного посадочного материала»; иногда ее называют «школой длительного выращивания».
В значительно меньших размерах высаживают в третью школу кустарники для воспитания крупных саженцев или архитектурных форм.
Архитектурные формы деревьев и кустарников в составе третьей школы выделяются в самостоятельное отделение.
Организация третьей школы. Осуществляется по такому же принципу, как в первой и второй школах. Чаще всего саженцы третьей школы делятся на две группы:
- медленно растущие породы (крупнолистная и мелколистная липы, конский каштан, летний дуб);
- умеренно и быстро растущие (ильм, обыкновенный вяз, берлинский тополь, серебристая ива, обыкновенный ясень, бородавчатая береза).
Породы медленно растущие в зависимости от установленных кондиций могут выращиваться в третьей школе от 5 до 7 лет, а умеренно и быстро растущие — от 3 до 5 лет. Для лесных саженцев эти сроки удлиняются на 1-2 года вследствие того, что у них заново приходится формировать крону. В соответствии с установленными сроками выращивания проектируют два севооборота. Если для медленно растущих пород намечен пятилетний срок выращивания, севооборот должен быть минимально 11-12-польным. Четырехлетний срок для умеренно и быстро растущих пород требует 9-10-польного севооборота. В тех случаях, когда между группами в сроках выращивания всего год разницы (четыре и три года или пять и четыре года), можно ограничиться одним 8-9-польным севооборотом. Необходимость установления севооборотов, в которых удельный вес площади под сельскохозяйственными культурами больше на одно-два поля, чем занимают саженцы, определяется следующими соображениями. Во-первых, отпуск саженцев с комом земли и систематическая междурядная глубокая обработка почвы приводят к сильному разрушению структуры почвы, восстановление которойтребует продолжительных сроков; во-вторых, выпуск крупномерных саженцев не всегда производится сразу, а в большинстве случаев затягивается на один-два года, что в свою очередь требует иметь одно или два резервных поля.
Привитые и архитектурные формы размещаются в севообороте с медленно растущими породами.
Отбор саженцев для посадки в третью школу. В третью школу пересаживают сравнительно небольшой ассортимент деревьев из числа пород, которые чаще всего применяются в аллейных и уличных посадках. Для средней и северной полосы наибольшее значение имеют крупнолистная и мелколистная липы, остролистный клен, конский каштан, летний дуб, шершавый ильм, обыкновенный вяз, тополь берлинский, ива серебристая, ясень обыкновенный, береза бородавчатая и некоторые другие породы. Среди перечисленных пород липа, особенно крупнолистная, является наилучшей для озеленения улиц и аллейных посадок. Она хорошо переносит стрижку, долго сохраняет приданную ей форму, имеет ровный гладкий ствол, яркозеленые рано распускающиеся листья и душистые цветы. Для третьей школы отбираются преимущественно породы, медленно растущие, имеющие наибольшее применение в уличных и аллейных посадках. Породы быстро растущие, за исключением тополя, ивы серебристой, занимают меньший удельный вес и предназначаются в основном для обеспечения ремонтных посадок.
Для формирования крупномерных саженцев при выкопке из второй школы отбирают лучший по качеству посадочный материал с нормально развитой кроной, гладким и совершенно ровным стволом толщиною 2,5-3 см на высоте груди. Саженцы с кривым штамбом, имеющие поранения, со слабо разветвленной или испорченной при выкопке корневой системой для посадки в третью школу непригодны.
Заготовка молодых деревьев лесного происхождения для посадки в третью школу. К такой пересадке прибегают при полном отсутствии или недостатке перешколенного посадочного материала в питомнике. Наиболее пригодна для этой цели мелколистная липа, частично могут быть использованы остролистный клен, обыкновенный ясень, обыкновенный вяз и бородавчатая береза. В ленинградских декоративных питомниках (Выборгский, Пулковский, Зеленогорский) мелколистную липу, заготовленную в лесу, регулярно высаживали в третью школу (за период с 1948 по 1954 год было высажено свыше 80 тысяч). При соблюдении основных условий агротехники пересадки липа хорошо приживалась и на третий год после посадки давала нормальный прирост, позволяющий приступить к формированию кроны (рис. 56).
Заготавливаемый в лесу посадочный материал, находясь в различных условиях произрастания, бывает чрезвычайно разнокачественным и неоднотипным. В затененных местах растения сильно тянутся, имеют тонкий, длинный ствол с чрезвычайно редким ветвлением и слабо развитую корневую систему. На местах более разреженных и достаточно освещенных (на опушках, полянах) они менее вытянуты, с более толстым ровным штамбом, сильными боковыми побегами, расположенными по всей длине ствола, и хорошо развитой корневой системой. Кроме того, такая порода, как липа, может быть семенного или порослевого и естественно-отводкового происхождения. Остальные породы (клен, ясень, береза) обычно семенного происхождения. При отборе посадочного материала предпочтение отдается растениям семенного происхождения. Однако, так как липа мелколистная, встречающаяся в лесу, в подавляющем большинстве вегетативного происхождения, приходится заготавливать и отводковые и порослевые деревья с достаточно развитой корневой системой. Растений сильно вытянутых, с затененных мест следует избегать, так как они плохо приживаются и из «их очень трудно сформировать хорошие крупномерные саженцы.
Первоначальным признаком, по которому отбирают лесной молодняк для пересадки в третью школу, является наличие хорошо развитого ствола. Последний должен быть совершенно ровным, без повреждений, толщиною не менее 4-6 см (на высоте груди). Желательно иметь часть сильных скелетных ветвей кроны, но наличие их не является обязательным, так как у лесных саженцев в третьей школе крону приходится формировать заново. Штамб же у этих деревьев к моменту посадки должен быть сформирован и иметь соответствующую высоту и толщину; поэтому первоначальный отбор лесных саженцев и производится по этому признаку. Обычно при указанной выше толщине штамба лесные саженцы имеют общую высоту 5-6 м, а возраст их колеблется в пределах 14-18 лет. Окончательное определение пригодности лесного молодняка для пересадки в школу определяется по состоянию корневой системы, которая должна быть достаточно сильной и разветвленной. Это имеет особенно большое значение при заготовке липы вегетативного происхождения. Развиваясь на маточных побегах, она зачастую имеет очень слабо развитую корневую систему. Поэтому при заготовке липы надо чрезвычайно внимательно следить за качеством корневой системы. Опыт показал, что хорошие результаты дает предварительная подготовка в лесу лип вегетативного происхождения. Для этого весной или даже в начале лета (июнь), когда происходит наиболее интенсивное корнеобразование, отрубают острой лопатой корневую систему от питающего растение маточника. Обрубку корней производят по окружности на расстоянии 30-35 см от штамба, при этом одновременно укорачивают вершину стволика и боковые побеги. Подрезку производят по шаблону на высоте 3,5-4 м укорачивая боковые побеги на одну четверть. Подготовленные таким образом саженцы липы отмечают краской и оставляют в лесу. На следующий год к осени такие деревья развивают хорошую корневую систему, обеспечивающую нормальную их приживаемость при пересадке. Выкапывают посадочный материал в лесу очень осторожно, с сохранением кома. Для этого на расстоянии 25-30 см от штамба отрывают кольцевую траншейку и перерубают острой лопатой толстые корни на глубине 30-35 см. Отводковые липы, не подвергавшиеся предварительной подготовке, сидят на маточном побеге, последний перерубают топором, после чего липа легко отделяется с комом земли. Доставка посадочного материала из леса должна быть организована так, чтобы не подсушить корни и сохранить ком.
Площади питания для саженцев, высаживаемых в третью школу. Площади питания в зависимости от сроков выращивания могут быть следующие.
Породам быстро растущим, с непродолжительными сроками выращивания, даются меньшие площади питания, чем породам медленно растущим, находящимся в школе 5-6 лет, а иногда и больше.
Размещение саженцев на площади в зависимости от расстояний в ряду и между рядами может быть квадратное, прямоугольное и шахматное (рис. 51). Последнее, в связи с большими расстояниями в ряду и между рядами, позволяет производить междурядную обработку во всех направлениях (в продольном, поперечном и по диагоналям).
Разбивка посадочных мест должна быть чрезвычайно тщательной, исключающей всякую возможность искривления рядков, особенно при шахматном размещении. Незначительная неточность в разбивке на больших участках может привести к значительным отклонениям отдельных саженцев в рядах. Это затрудняет междурядную обработку почвы и нередко приводит к повреждению саженцев, выступающих из рядков. Поэтому разметка, копка ям и посадка саженцев производится с помощью металлических посадочных шнуров по такому же принципу, как это было описано выше, при посадке саженцев деревьев во вторую школу . Шнуры могут быть использованы с метками через 0,5 м для 1,5 и 2,5-метровых расстояний и с метками через 1 м для 2-метровых расстояний. При пользовании этими шнурами пропускается необходимое количество меток в соответствии с установленными расстояниями между рядами и в ряду.
Посадка древесных саженцев в третью школу. Высадка саженцев в третью школу производится преимущественно весною; осенняя посадка менее желательна, так как в неблагоприятные годы несколько снижается укоренение. Если же производится осенняя посадка, она должна быть закончена возможно раньше. Березу вообще осенью сажать не следует, так как она при осенней посадке дает чрезвычайно низкий процент укоренения.
Подготовка почвы для посадки саженцев в третьей школе производится так же, как и во второй. Глубина вспашки должна быть максимальной и не менее 35-45 см. В тех случаях, где почвенные условия не позволяют произвести на такую глубину вспашку с оборотом пласта, необходимо применять почвоуглубитель.
Подготовку посадочного материала к посадке производят следующим образом.
Саженцы, выкопанные из второй школы и отобранные для пересадки в третью школу, обрезают по шаблону на высоте 3,5 м. Все боковые побеги сильно укорачивают, удаляя от 60 до 80% их общей длины. Корневую систему тщательно осматривают, поврежденные корни удаляют, сильно выступающие в сторону — укорачивают, рваные и неправильно сделанные срезы заглаживают острым ножом.
Саженцы, взятые непосредственно из леса (дички), подготавливают таким же образом одновременно с сортировкой. Боковые побеги, расположенные на штамбе ниже начала кроны, обрезают с оставлением небольшого пенька длиною 8-10 см. В дальнейшем этот пенек, после того как саженцы приживутся и пойдут в рост, вырезают на кольцо. Саженцы березы обрезке не подвергают.
Техника посадки саженцев в третью школу имеет свои особенности. Высаживаются сформированные, довольно крупные деревца, имеющие корневую систему размером 40-50 см в диаметре. Поэтому посадка их должна производиться в соответствующих размеров ямку, с особой тщательностью и соблюдением таких же условий, какие соблюдают при посадке саженцев на постоянные места. Для усиления развития корневой системы, расположенной в небольшом радиусе от корневой шейки, рекомендуется добавлять в ямки компостированный торф, перегной или высокопитательную содовую землю.
Особо ценные породы, в первую очередь хвойные (серебристые формы ели, тую и др.), высаживают в проволочные или ивовые корзины, заполненные питательной землей, и вкапывают их в землю. Посадка в корзины облегчает сохранение кома при пересадке саженцев и дает возможность производить пересадку их летом, обеспечивая высокую приживаемость. На участке, подготовленном для посадки, натягивают шнуры и по меткам кольями размечаются места посадок. Кол устанавливают временно и поэтому его вбивают слабо, так как при копке ямок его вынимают и кладут рядом. После разбивки ряда кольями шнур может быть ослаблен и сдвинут в сторону для того, чтобы он не мешал копке ям. Ямы копают диаметром 70 см и глубиной 60 см (или 60X60). При выкопке ям верхний слой земли сбрасывают на одну сторону, а нижний — на другую сторону ямки. Когда ямки будут выкопаны по всему ряду, шнур натягивают снова и кол устанавливают строго против метки с одновременным визированием по рядам. После этого кол прочно вбивают в дно ямы. Установка кола в третьей школе вызывается тем обстоятельством, что крупные саженцы, особенно лесного происхождения, до полного укоренения бывают малоустойчивыми и раскачиваются ветром, что отрицательно влияет на их укоренение.
Посадку производят двое рабочих. Один из них подносит саженец, корневую систему которого предварительно обмакивают в болтушку коровяка с глиной, второй — в это время сбрасывает на дно ямки ту землю, которая была снята с верхнего слоя почвы. Первый устанавливает саженец на насыпанный холмик земли рядом с колом так, чтобы последний был с южной стороны саженца, тогда кол будет защищать штамб от солнечных ожогов. После установки саженца второй рабочий продолжает сбрасывать землю, закрывая ею корни. В это время первый рабочий встряхивает саженец, несколько приподнимая и опуская его и следит за тем, чтобы корневая шейка была на 1-2 см выше уровня почвы; потряхиванием устраняются пустоты и обеспечивается более плотное прилегание к корням земли. Одновременно с засыпкой корней землю вокруг саженца плотно утаптывают и устраивают лунку для полива. Сразу после посадки производят поливку в количестве не менее одного ведра на дерево. К колу саженец подвязывают в двух местах; для того чтобы не терлась кора, под завязку на ствол накладывают кусок бересты.
Посадка кустарников в третью школу. Культура кустарников в третьей школе для получения саженцев, предназначенных для ремонтных и групповых посадок, проста и не имеет особых различий по сравнению с культурой их во второй школе. Площади питания увеличивают и дают их в пределах 1,5 X 1,5 м, 1,5X2 м или 2 X 2 м. Сажают растения в ямки, соответствующие размерам корневой системы, под металлический шнур. Чаще всего в третью школу высаживают следующие породы: сирень, жасмин, акацию, барбарис, иргу, татарский клен, калину, кизильник, тую, боярышник, смородину альпийскую, вяз и липу в кустовой форме, и некоторые другие породы.
Уход сводится к регулярной междурядной обработке, борьбе с вредителями и болезнями и подкормке минеральными удобрениями. Выращиваются кустарники в третьей школе в течение 2-4 лет. Специальной подрезки им не дают, предоставляя возможность развиваться в естественной форме. Породы, дающие семена, могут быть использованы в качестве маточников.
Уход за саженцами и их формирование. В засушливую погоду после посадки саженцы следует регулярно поливать. Благоприятное влияние на укоренение оказывает дождевание, которое следует проводить рано утром или поздно вечером. Липу отводкового происхождения, пересаживаемую непосредственно с маточной плантации в третью школу, или лесного происхождения следует для затенения штамба обвязывать мешковиной, крупной соломой, камышом или обвертывать мхом. Такая предосторожность необходима в первый год после посадки для того, чтобы избежать ожогов штамба, особенно в тех случаях, когда саженцы высаживаются без кола. Для остальных пород обвязку можно не делать.
Регулярной междурядной обработкой почва в третьей школе все время должна поддерживаться в рыхлом состоянии и чистой от сорняков. На второй год после посадки весной вносят органические удобрения (перегной, торфокомпост), раскладывая их под каждое дерево с последующей заштыковкой по приствольному кругу. Большие междурядные расстояния (2 м) позволяют развозить удобрения на лошади, сбрасывая их под каждое дерево. В последующие годы дают минеральную подкормку туковой смесью.
Осенью междурядные расстояния пропахиваются маленьким плужком, благодаря чему почва в течение зимы не будет уплотняться.
В первый год после посадки, особенно осенней, следует на зиму саженцы окучить; окучивание производят мотыгами.
Формирование саженцев в третьей школе направлено в первую очередь на создание компактной, с красивым скелетом и симметрично расположенными сучьями кроны. Компактность и загущение кроны достигается сильной обрезкой, производимой для быстро растущих пород (тополь, серебристая ива) 3 раза за период выращивания их в школе, для медленно и умеренно растущих (липа, дуб, клен, вяз, ильм) — 3-4 раза (обрезку берез для формовки кроны не производят). Первую обрезку, как указывалось выше, производят при посадке. У быстро растущих пород, пересаженных из второй школы, после укоренения в первый год на оставленных пеньках скелетных сучьев развивается достаточно сильный прирост ветви второго порядка. На следующий год рано весной, до начала сокодвижения, однолетний прирост коротко обрезают с оставлением пенька с двумя-тремя почками, из которых развиваются побеги третьего порядка.
На третий год эти побеги рано весной снова коротко подрезают. В течение лета побеги, обгоняющие в росте общую массу кроны, укорачивают. В результате такой подрезки к концу третьего года у саженцев быстро растущих пород образуется довольно густая и компактная крона.
У медленно и умеренно растущих пород в первый год после посадки побеги второго порядка (однолетний прирост) развиваются слабо. Поэтому на второй год слегка укорачивают только более сильные побеги, а слабые остаются без подрезки. На третий год дают более сильную подрезку, но опять-таки с учетом силы роста побегов: более сильные подрезают больше, более слабые — меньше. У лесных саженцев, имеющих обычно редкую крону, сильная обрезка, которая производится при посадке, вызывает развитие из спящих почек добавочных боковых побегов. Эти побеги в первый год не подрезают, а на второй год слегка прищипывают для утолщения их и превращения в скелетные сучья. На четвертый год кроне подрезкой придают намеченную форму (конус или шар). Если саженцы остаются еще на год или два в школе, ежегодной небольшой подрезкой продолжают формовку и закрепление приданной кроне формы. У лесных лип при удалении боковых побегов, расположенных ниже кроны, остаются пеньки (рис. 56). После того как саженцы хорошо приживутся, пеньки вырезают на кольцо; обычно эту операцию производят на второй или третий год после посадки, когда саженцы активно пойдут в рост, что обеспечивает быстрое заплывание срезов.
Отделение архитектурных и привитых форм. Для удобства обслуживания и создания необходимых условий выращивания все архитектурные формы деревьев и кустарников объединяются в одном отделении, размещаемом в севообороте с медленно растущими деревьями. Из них наибольшее значение имеют плакучие и некоторые другие (шарообразные, пирамидальные) формы, размножаемые прививкой, а также искусственные формы, получаемые в результате обрезки.
Выращивание плакучих форм деревьев производится у следующих пород, размножаемых прививками: ильм плакучий прививается на ильме шершавом (Ulmus montana), рябина плакучая на рябине обыкновенной (Sorbus aukuparia), ясень плакучий на ясене американском (Fracsinus americana), яблоня плакучая на сибирской яблоне (Malus baccata) и на сливолистной яблоне (Malus prunifolia), плакучая форма козьей ивы на козьей иве (Salix саргеа). Прививка может выполняться глазком или черенком на штамбе соответствующих подвоев на высоте 180-220 см от земли.
Удобнее прививку выполнять глазком на штамбе и производить ее еще во второй школе деревьев. Для этой цели отбирают в необходимом количестве несколько рядков подвоев и в первый или на следующий год после посадки они в июле месяце подвергаются окулировке.
Саженцы выбираются ровные, достигшие необходимой высоты, окулировку производят на высоте 200-220 см одновременно двумя-тремя глазками, расположенными в разных плоскостях и на расстоянии 5-8 см один от другого.
Это делается для того, чтобы получить равномерно расположенные сучья кроны. Для сохранения прижившихся глазков их на зиму обвязывают рогожей или соломенным жгутом. У перезимовавших окулировок рано весной верхушку подвоя срезают над верхним прижившимся глазком; все боковые побеги, расположенные ниже прививки, сильно обрезают и оставляют в качестве побегов утолщения.
Прививку черенком производят весной в период активного сокодвижения подвоя, седлом за кору, вприклад или инкрустацией. К привитым саженцам для их подвязки устанавливают колья. Через один или два года одновременно с выкопкой саженцев данного поля выкапывают и привитые экземпляры и пересаживают в отделение архитектурных форм.
В некоторых питомниках практикуют другой способ, который заключается в следующем. При выкопке из второй школы отбирают нужного качества подвои и пересаживают в отделение архитектурных форм третьей школы, где им после укоренения, обычно на следующий год, производят прививку.
Недостатком этого приема является то, что, с одной стороны, удлиняется срок выращивания саженцев, так как для формирования кроны после прививки потребуется 5-6 лет, с другой стороны, не прижившиеся прививки будут оставаться в отделении в качестве не привитых саженцев, нарушая однообразие; они к тому же будут затенять своими кронами слабо растущие плакучие формы, в то время как при пересадке из второй школы мы имеем возможность отобрать наиболее удачные саженцы с одно-двухлетними привитыми побегами и сосредоточить их в одном месте для дальнейшего формирования.Формирование плакучей кроны сводится к получению большего количества скелетных ветвей и большему их разветвлению. Для этого одно-двухлетние побеги сильно обрезают с оставлением 3-4 почек. На следующий год побег продолжения укорачивают сильнее, а боковые побеги слабее. В последующие годы производят незначительную обрезку в целях регулирования роста отдельных побегов. На 4-5-й год саженцы будут иметь достаточно сформированную крону.
Формирование кустарников производится двумя способами: 1) без штамба — формируется куст в виде пирамиды, колонны, куба или шара; 2) на штамбе — формируется крона в виде шара или куба. Для формирования кустарников без штамба наиболее пригодны западная туя, остролистный кизильник, слабительная крушина, односемянный боярышник. Для этой цели отбирают наиболее сильно и хорошо раскустившиеся растения из второй школы и пересаживают их в отделение архитектурных форм третьей школы с площадью питания 1,5Х1,5 м. Сразу после посадки кустарникам дают сильную подрезку с максимальным приближением к заданной форме. Летом, в июле, производят небольшую чеканку (подрезку). При дальнейшем выращивании кустарники ежегодно подрезают рано весной и летом с постепенным приближением к заданной форме. Обрезка должна сопровождаться внесением достаточного количества удобрений. В течение 4-5 лет удается в основном закончить формирование. Западную тую и односемянный боярышник легче сформировать в виде конуса, остролистный кизильник и слабительную крушину в виде куба, шара или цилиндра.
Формирование кустарников на штамбе в отделении архитектурных форм третьей школы, по сути дела, является продолжением формирования, которое начинается в первой и второй школе. Для этой цели могут быть использованы золотистая смородина, односемянный боярышник, слабительная крушина, акация Лорберга и др. Во второй школе отбирают наиболее интересные формы и пересаживают в третью школу. Формирование кроны у них идет путем ранневесенней обрезки и небольшой летней чеканки по такому же принципу, как и формирование нештамбовых кустарников. Акация Лорберга дает плакучую форму.
Выкопка саженцев. Производится с сохранением кома и с обнаженными корнями. Первый способ боле трудоемкий и сложный, но он дает почти стопроцентную приживаемость при пересадке саженцев на постоянные места. Для выкопки саженцев с комом применяется специальный вазон (рис. 58), сконструированный инженером Н. Я. Красиковым. Вазон состоит из двух половинок, соединяемых крючьями; дно вазона не сплошное, а с вырезом посередине для облегчения соединения двух половинок, подведенных под ком саженца. Предварительно саженец окапывается кольцевой канавкой так, чтобы ком его соответствовал размеру вазона. Снизу на глубине, соответствующей высоте вазона, ком и корневую систему подрезают в горизонтальной плоскости, после чего обе половинки вазона опускают в канавки и скрепляют крючьями. Саженец с комом земли поднимают из ямки за боковые скобы, под которые подводят два бревна. Подъем и погрузку осуществляют четыре рабочих. После такой выкопки оставшиеся ямки должны засыпаться привозной растительной землей.
Выкопку саженцев с обнаженными корнями производят вручную. В начале отрывают канавку полукольцом, после чего саженец приподнимают ломиком, а глубоко идущие стержневые корни перерубают. При выкопке необходимо стремиться к максимальному сохранению корневой системы.