Работы в лесных питомниках |
Выкопка сеянцев. Посадочный материал выкапывают после достижения большинством сеянцев стандартных размеров. Выкопку весной следует производить до распускания почек. При использовании выкопочной скобы идут следом за орудием и осторожно, стараясь как можно меньше повреждать корни, выбирают сеянцы. Растения укладывают в ведра, ящики или корзины и переносят на место сортировки.
Сортировка. Выкопанные семена сортируют и подсчитывают. Для предотвращения подсыхания посадочного материала работу выполняют в пасмурную погоду или под навесом. Сортировку учащиеся проводят в соответствии с ГОСТ 3317—77 на сеянцы деревьев и кустарников. Сеянцы всех пород деревьев и кустарников, независимо от региона выращивания, должны иметь стволик не менее 10 см. Высота сеянцев хвойных и основных лиственных пород не должна превышать 60 см. Длина корневой системы должна быть, см: 10—20 — для условий с избыточным увлажнением; 15—25 — для условий с нормальным увлажнением; 20—30 — для условий с недостаточным увлажнением. Сеянцы, не соответствующие требованиям ГОСТ 3317—77, следует оставлять на доращивание в посевном отделении питомника.
Выкопанные сеянцы связывают в пучки: при высоте стволика до 40 см — по 100 шт., более 40 см - по 50 шт., затем пучки немедленно прикапывают во влажную почву, или укладывают в ящики, или упаковывают в тюки. На питомниках необходимо применять кратковременную прикопку сеянцев.
Временная прикопка. Прикопку сеянцев производят в канавку глубиной 30—40 см. Канавку выкапывают с одной наклонной под углом 45° стенкой. На нее укладывают сеянцы, -затем их корни и часть стволика до высоты 2—3 см засыпают слоем земли толщиной 10—22 см. Землю уплотняют, затем укладывают следующий ряд сеянцев и т. д., пока не будет прикопан весь посадочный материал. Сеянцы в прикопках поливают.
Выкопка саженцев. Во время практики учащиеся могут принять участие в выкопке и выборке древесных саженцев. Саженцы кустарников и маломерные саженцы древесных пород, размеры которых позволяют пройти над ними трактору, выкапывают выкопочной скобой НВС-1,2 или выкопочной машиной ВМ-1,25. При выкопке кустарника выкопочной машиной ВМ-1,25 облегчается выборка саженцев из почвы, а также формируется мочковатая корневая система у саженцев древесных пород в результате двукратной боковой обрезки.
Более крупные саженцы выкапывают выкопочным плугом ВПН-2 или выкопочной машиной ВМКМ-0,6. Они имеют боковые скобы. Выкопочная машина ВМКМ-0,6 оборудована двумя транспортерами, по которым на 2,5 м влево от выкапываемого ряда перемещаются саженцы. При работе ВМКМ-0 ,6 выборку саженцев из почвы заменяют их сбором. Сразу после выборки саженцы сортируют по размерам и реализуют. При задержке с реализацией их прикапывают влажной почвой.
Предпосевная подготовка почвы. Во время учебной практики учащиеся наблюдают за механизированной предпосевной обработкой почвы. Наряду с этим каждая бригада выполняет ручные работы по предпосевной обработке почвы.
При весеннем посеве почву обрабатывают ранней весной, как только подсохнут верхушки гребней. При незначительном уплотнении поверхности почвы применяют волокушку-гвоздевку. Более уплотненные почвы, которые невозможно хорошо разрыхлить волокушей, выравнивают и рыхлят бороной «Зигзаг». Во всех случаях почву обрабатывают в два следа крест-накрест по диагонали в направлении плужных борозд. Непосредственно перед посевом и для уничтожения появившихся сорняков и более глубокого рыхления почву культивируют с одновременным боронованием или шлейфованием.
Применение гербицидов при подготовке почвы сокращает затраты труда и средства на борьбу с сорной растительностью. Лучшие результаты по борьбе с сорняками на паровых полях получают при сочетании культиваций, уничтожающих, прежде всего однолетние сорняки, с опрыскиванием гербицидами, применяемыми в основном против многолетних сорных растений. При предпосевной, предвсходовой обработке используют гербициды избирательного действия, убивающие одни и не действующие на другие растения. Из химических средств борьбы на чистом пару используют далапон, трихлорацетат натрия (ТХА) и аминную соль 2,4-Д.
Семена древесных и кустарниковых пород можно высевать через 3—4 недели после обработки почвы гербицидами. После механизированной предпосевной обработки почвы и поделки гряд каждое звено учащихся проводит окончательные работы по предпосевной подготовке почвы: выравнивает гряды и рыхлит их поверхность лопатами и граблями. Гряды делают шириной 100 см, высотой 20—30 см, расстояние между грядами — 30 см. Поверхность гряды должна быть хорошо выровненной и иметь рыхлый верхний слой почвы. После подготовки гряд каждое звено показывает свою работу преподавателю и при правильно подготовленных грядах получает разрешение на посев.
Посев семян древесных и кустарниковых пород. Гряды под посев прокладывают навесным грядоделателем ГН-2. Семена высевают сеялкой лесных питомников СЛПМ, агрегатируемой на шасси Т-16М.
Норму высева регулируют торфом, с которым смешивают семена перед высевом. Крылатки высевают без торфа.
Грядковые посевы применяют по схемам, которые обеспечивают наибольшую протяженность посевных строчек на единицу площади. Одной из перспективных является шестистрочная схема двух- или трехзвеньевая с шириной посевной строчки 3—5 см и расстоянием между центрами строчек 10—25—10-— 25—10—70 см. При таких схемах посева протяженность посевных строчек составляет около 40 тыс. м/га, площадью 2000 м2. Семена хвойных пород высевают сеялками СКП-6 (с одновременным мульчированием) и СЛШ-4М. Заделывают их компостом при помощи сетчатого мульчирователя МСН-0,75, разбрасывателя удобрений РУШ-0,8.
В период учебной практики учащиеся наблюдают за механизированным посевом древесных и кустарниковых пород, рассчитывают нормы высева семян. Кроме того, каждая бригада самостоятельно производит ручной бороздковый посев в подготовленную ею почву. При ручном посеве всю гряду разбивают на метровые отрезки, куда равномерно высевают семена.
При установлении оптимальных норм высева семян сосны, ели и лиственницы рекомендуется пользоваться формулой 9 (§9). Для расчета нормы высева по этой формуле из удостоверения о кондиционности семян, выданного зональной лесосеменной станцией, берут показатели, характеризующие массу 1000 шт., техническую всхожесть и чистоту семян. Оптимальное число всходов для сосны обыкновенной и ели обыкновенной — 110 шт/м, для лиственницы сибирской и европейской — 100 шт/м. Поправочные коэффициенты на грунтовую всхожесть зависят от лесорастительных условий (зон и подзон) и способа подготовки семян к посеву (табл. 17), глубина заделки — от величины семян, почвенно-климатических условий, времени полива и характера покрытий (табл. 18).
Глубина заделки семян определяется величиной семян, почвенно-климатическими условиями, временем посева, полива и покрышками.
Глубина заделки семян некоторых древесных и кустарниковых пород по лесорастительным зонам приведена в табл. 18.
После ручного посева учащиеся проводят мульчирование почвы. В качестве мульчи используют компост или опилки, которые рассыпают слоем 1—1,5 см между посевными бороздами.
Закладка школ и плантаций. В питомнике бригада учащихся под руководством преподавателя самостоятельно закладывает древесную или плодовую школу одной какой-либо породы (клена, тополя, липы, ясеня, яблони, груши). Бригада делится на звенья, и каждое звено высаживает сеянцы в подготовленную почву.
При механизированной посадке могут быть использованы лесопосадочные машины ССН-1 (СЛН-1), СШП-5/3 (СШН-3). Школу, в которой на одном иоле выращивают крупные и маломерные саженцы, называют комбинированной. Комбинированная школа саженцев древесных и кустарниковых пород, так же как и обычная, имеет несколько схем размещения растений. Медленнорастущие саженцы древесных пород высаживают по схеме 3,2X0,8 м, быстрорастущие — 3,2X0,5 м. Саженцы кустарников выращивают в течение двух лет. Посадка кустарников при первой и второй ротации производится в три ряда с расстоянием между рядами 80 см и в ряду 18—20 см, при третьей — в два ряда с расстоянием между рядами 120—80—120 см или в три ряда для кустарников теневыносливых пород (схема № 1). При четырехрядной посадке кустарников расстояние их между рядами составляет 0,71—0,52—0,74—0,52—0,71 м (схема № 2). Четырехрядные схемы посадок позволяют более рационально и эффективно использовать технику.
В настоящее время в практику входит схема посадок с размещением древесных саженцев быстрорастущих пород 4,1X0,5 м, медленнорастущих 4,1X0,8 м с шестью рядами кустарников с размещением их между рядами 0,85—0,4—0,4— 0,8—0,4—0,4—0,85 м (схема № 3). Растения размещают на площади в соответствии с избранной схемой. От схемы зависит и выбор посадочной машины. Для посадочных работ применяют машины СЛН-1, СШН-3, СШП-5/3, СКН-4, СКН-6.
Сажалка школьная навесная СШН-3 предназначена для посадки стандартных сеянцев и черенков. При ее помощи можно производить трехрядную посадку с расстоянием между растениями в ряду 0,25—1 м на глубину до 30 см при ширине междурядий 0,7; 0,8; 0,9 м (шаг посадки может быть уменьшен до 0,2 м). Сажалка агрегатируется с тракторами ДТ-54А или ДТ-75. Сажалка школьная СШП-5/3, предназначенная для посадки сеянцев хвойных и лиственных пород, хвойные породы высаживает в пять рядов с расстоянием между рядами и в ряду 20 см, лиственные — в три ряда с расстоянием между рядами 40 см, в ряду 20 см (уплотненные школы). Сажалка СШП-5/3 по сравнению с сажалкой СШН-3 более совершенна, может быть использована для посадки укорененных черенков и мелких сеянцев. Четырехрядная и шестирядная комбинированные навесные сажалки СКН-4 и СКН-6 могут высаживать более мелкий посадочный материал, в том числе однолетние укорененные черенки и сеянцы, предназначенные для посадки по схеме № 2 и 3.
При ручной посадке посадочный материал тщательно отбирают. При этом используют сеянцы с хорошо развитой корневой системой и прямыми стволиками, не поврежденные болезнями и вредителями. Затем острым топором обрезают корневую систему, оставляя длину не менее 20 см. Корни обмакивают в земляную болтушку или в болтушку со стимуляторами роста. Посадочный материал укладывают в подноску и сверху прикрывают мхом. Площадь, отведенную для школы, маркируют. При механизированном уходе в школах рекомендуется следующее размещение саженцев: для древесных пород 90—320Х30—80 см; для кустарниковых 80—150X25—35 см (в конкретных случаях размещение растений указывается преподавателем). Сеянцы высаживают под лопату или меч Колесова звеном из 2 чел. Для выполнения этой работы бригадир получает: лопаты железные на каждого члена бригады; подноски или ведра железные по одному на звено; шнур длиной 500 м; колышки деревянные — 20 шт.; топор; посадочный материал.
В плодовой школе выращивают культурные саженцы семечковых и косточковых пород для последующей их пересадки на постоянное место. Культурные саженцы плодовых пород получают прививкой на выращенные дикие сеянцы (подвой) культурных сортов (привой). Привитое растение состоит, таким образом, из двух частей: нижней, на которой производится прививка,— подвоя, и верхней привитой — привоя. Плодовые школы для выращивания культурных двухлеток семечковых пород (яблони, груши) закладывают по принципу древесных школ с размещением дичков 0,9—1X0,4—0,5 м. Если, кроме того, в питомнике предусмотрено выращивание саженцев ягодных кустарников, то можно закладывать плодово-ягодные школы по принципу комбинированных древесных и кустарниковых школ.
Маточные плантации закладывают для получения сортовых черенков. На учебной практике учащиеся принимают участие в закладке тополевой или ивовой плантации по подготовленной почве. Почву готовят по системе черного пара с внесением удобрений. Глубина основной вспашки должна на 5—8 см превышать длину высаживаемых черенков. При закладке размещение растений составляет 75—150X50—100 см (конкретное размещение указывает преподаватель). Перед посадкой нижние срезы черенков необходимо подновить и затем замочить в воде в течение суток. Рекомендуется применять ростовые вещества. Черенки высаживают на уровне с землей, оставляя верхнюю почку открытой. При посадке вручную используют меч Колесова. Бригадир получает на каждое звено один меч Колесова и посадочный материал.
Уход за посевами в посевном отделении. Уходы за посевами до появления всходов могут включать в себя мульчирование, полив, прополку сорняков и рыхление почвы. После появления всходов можно проводить прополку сорняков, рыхление почвы, отенение посевов, подрезку корней, поливы, подкормки, прореживание сеянцев, пикировку всходов, а также борьбу с вредителями и болезнями сеянцев.
Поливы проводят в течение первых 15—25 дней после посева. Чтобы почва не заплывала и полностью впитала влагу, рекомендуется поливать в два приема. Вначале, для того чтобы капилляры наполнились водой и из них вышел воздух, почву следует смочить, затем обильно полить, не допуская при этом стекания. Поливать надо в вечерние и ранние утренние часы. Полив днем возможен в нежаркую погоду. При поливе используют короткоструйную дождевальную установку. Норма полива для каждого конкретного случая определяется по формуле 10 (§ 9), глубина полива зависит от фенологического периода (табл. 19).
Объемная масса и максимальная полевая влагоемкость — величины постоянные: первая — 1,5 г/см2, вторая — 20—40%. Влажность почвы определяют перед поливом.
Рыхление почвы и прополку сорняков учащиеся проводят одновременно, желательно после дождя или полива, когда легче выдергивать сорняки.
При прополке и рыхлении учащийся должен обратить особое внимание на сохранение всех всходов. Почву на грядах рыхлят скребками между посевными бороздками на глубину 3—4 см. В ленточных посевах рыхление междурядий проводят культиваторами, в защитных зонах и рядах почву рыхлят вручную. В течение вегетационного периода посевы пропалывают и рыхлят: в первый год — 5—6 раз, во второй — 3—4 раза. Промежутки между грядами обрабатывают тракторным культиватором 5—6 раз в год.
Борьба с сорной растительностью ведется не только механическими способами, но и химическими средствами (гербицидами). Гербициды применяют для уничтожения многолетних сорняков в основном пару и на посевах. При уходе за посевами хвойных пород широко применяют симазин (1 кг/га), пропазин (2 кг/га), прометрин (1 кг/га). Борьба с сорняками при выращивании сеянцев лиственных пород производится только механическими методами: культивацией и рыхлением с прополкой.
Подкормка сеянцев растворами минеральных удобрений производится в три приема с интервалом 10—14 дней. Норма расхода раствора на одно опрыскивание составляет 600 л/га. Кроме основных удобрений, для стимулирования роста и развития сеянцев применяют микроэлементы: бор, марганец, цинк, молибден, медь, кобальт и др. Внекорневые подкормки производятся в период интенсивного роста сеянцев (июнь—июль). Для этого используют раствор минеральных удобрений. Для лучшего усвоения зелеными частями сеянцев раствора питательных веществ в него добавляют смачиватель ОП-7 3%-ной концентрации.
При обработке междурядий и подкормке используют культиваторы КРСШ-2,8МО; КРН-2,8МО и КФП-1,5. Практика и опыт показывают, что наиболее эффективным для механизированной обработки посевов является фрезерный культиватор КФП-1,5, который хорошо рыхлит и уничтожает сорняки, оставляя необработанной защитную зону сеянцев шириной 3—5 см.
Отенение применяют для ослабления нагрева поверхности почвы, предохранения всходов от солнцепека и ожога корневой шейки, а также для снижения испарения с поверхности почвы и уменьшения расхода влаги сеянцами при сухой и жаркой погоде. При этом учащиеся используют драночные щиты размером 0,8X1,0 м с просветами, составляющими около 50% их площади. Щиты устанавливают с южной стороны под углом 35—40° к поверхности земли. В некоторых случаях отенение заменяют побелкой посевов или мульчированием светлым материалом.
Защита растений от вредителей и болезней обеспечивается химическими средствами борьбы. Для борьбы с энтомо- и фитовредителями используют тракторные опрыскиватели ОН-10 и ГАН-8 и опыливатель ОШУ-50. Для профилактики и борьбы с болезнью шютте сеянцы сосны опрыскивают 2%-ным раствором коллоидной серы с расходом 800—1000 л/га при помощи опрыскивателей ПОУ, ОСШ-15 и др.: на первом году выращивания (в августе) 1 раз и на втором (в середине мая, конце июля, августе, сентябре) 4 раза. Для борьбы со снежным шютте сеянцы обрабатывают 2%-ным раствором цинеба: при сухой осени— 1 раз во второй декаде октября, при влажной — то же перед выпадением снега.
Подрезку корней производят специальными подрезными машинами или лопатой: горизонтальную на глубине 10—12 см и вертикальную при удалении от рядка на 10—15 см. Хорошие результаты, например, при выращивании 3—4-летних сеянцев сосны дает двукратная подрезка. Сначала на глубине 10—12 см и затем на глубине 14—15 см при удалении от рядка на 10—15 см, причем при выкопке сеянцев, осенью последний раз корни подрезать необходимо весной.
Уход за древеснойшколой. Уход за саженцами включает обработку почвы, борьбу с сорняками, подкормку, полив и формирование саженцев, защиту их от болезней и вредителей. Почву обрабатывают регулярно. Первую обработку почвы — рыхление — проводят сразу после посадки культиваторами КРСШ-2,8МО; КРН-2,8МО. Для прополки и рыхления почвы в междурядьях на культиватор устанавливают стрельчатые двусторонние лапы-бритвы, подрезающие травянистую растительность на глубине 4—8 см. Фрезерный культиватор ФПУ-4,2 обрабатывает почву на глубину 15—18 см и измельчает сорную растительность, тогда как культиватор ее только подрезает. После фрезы верхний слой почвы сильно размельчается, становится пылеобразным; поэтому целесообразно фрезу ФПУ-4 применять для подавления массового распространения сорняков, а последующие обработки проводить культиватором КРСШ-2,8МО.
Борьбу с сорняками проводят механически — культивациями, мотыжением, прополками и химическими средствами — гербицидами. Борьбу с сорняками обычно совмещают с рыхлением почвы. При уходе в рядах применяют мотыги. Глубина рыхления составляет 6—8 см. Для борьбы с сорняками семенного происхождения можно использовать гербициды: симазин, атразин и другие триазины. При этом нужно учитывать породы, сроки обработки, условия применения и дозы препаратов. При использовании гербицидов число рыхлений ограничивают до минимума. Гербициды вносят в виде водных растворов (800—1500 л/га) опрыскивателями ОН-400, ПОУ. Саженцы подкармливают ежегодно. Начиная со второго года, после посадки вносят удобрения в почву на глубину 10—15 см. Подкормку производят весной полным минеральным удобрением. Дозы удобрений определяются степенью обеспеченности почв основными элементами питания. Поливы в школах производят после посадки и в засушливый период (1—2 раза).
Уход за кроной и штамбом саженцев может осуществляться при помощи гидравлической садовой вышки ВГС-3,2. В результате использования такой вышки производительность труда повышается в 1,5—2,0 раза по сравнению с ручной обрезкой. Применение ее возможно только в широкорядных комбинированных школах. Вышка, смонтированная на шасси Т-16М, проходит, седлая кустарники, между двумя рядами древесных саженцев. Формирование саженцев проводят в основном посадкой кустов на пень. При этом обращают внимание на симметричность крон и более низкое кущение.
Работа в плодовом саду. В плодовом саду учащиеся знакомятся с породным и сортовым составом плодово-ягодных культур, их разделением на древесные (яблоня, груша, черешня, вишня и др.), кустарниковые (смородина, крыжовник и др.), полукустарниковые (малина) и травянистые (клубника, земляника) группы, а также с таким подразделением, принятым в плодоводстве, как семечковые (яблоня, груша и др.), косточковые (черешня, вишня), орехоплодные (грецкий орех, лещина и др.), ягодные (земляника, клубника и др.) и прочие плодовые (калина и др.) группы.
Знакомясь с принципами районированного подбора сортов, учащийся должен иметь ясное представление о корневой системе, штамбе и кроне, типе почек (ростовые и плодовые), научиться их различать.
Каждый учащийся должен принять участие в прививках, особенно с окулировкой и со способами формирования саженцев (низкоштамбовые, высокоштамбовые, кустовидная, стелющаяся); ознакомиться с основными требованиями к закладке плодовых садов, к размещению плодовых деревьев и уходу за садом; принять участие в борьбе с вредителями и болезнями сада.
Инвентаризация посадочного материала в питомнике. Инвентаризацию (учет) проводят ежегодно по окончании периода вегетации растений, но до осенней выкопки. В Московской обл. инвентаризация проводится с 1 сентября по 1 октября.
Чаще всего инвентаризацию в посевном отделении проводят методом диагональных ходов, который заключается в перечете 2% протяженности посевных строк при равномерном размещении сеянцев в строчках и 4% при неравномерном. Длина учетных отрезков посевных строк — 0,5—2 м. Перед инвентаризацией каждое звено должно найти длину учетного отрезка по формуле g=ДП/100, где g — длина учетного отрезка, м; Д — общий погонаж посевных строк на участке, м; П — пересчитываемые строки, %; К — общее число посевных рядков на участке.
Зная длину учетного отрезка, по диагонали участка натягивают шнур, от которого в местах пересечения с посевными строками в одну какую-либо сторону вдоль каждого рядка откладывают рейку длиной, равной найденному учетному отрезку. На этих отрезках и пересчитывают все имеющиеся сеянцы. Для определения числа стандартных сеянцев при помощи специальных шаблонов измеряют высоту и диаметр корневой шейки каждого сеянца (или сравнивают с эталоном): 100, 250, 350, 500 сеянцев при общем их числе на участке соответственно до 10 000; от 10 000 до 50000; от 50 000 до 100 000; от 100 000 шт. и более.
Измерения проводят на учетных отрезках в характерных местах участка. Вычисленный процент выхода стандартных сеянцев распространяют на все учетные отрезки. Среднее число сеянцев на 1 м определяют делением всех учетных сеянцев на общее число метров всех учтенных отрезков. Таким же способом устанавливают и среднее число стандартных сеянцев на 1 м строки.
В базисных питомниках с большим посевным отделением инвентаризации посевов можно проводить по способу, разработанному Союзгипролесхозом, который обеспечивает высокую точность учета при значительной экономии времени и трудовых затрат. Инвентаризацию сеянцев по этому способу проводят в 2 приема. Первый прием — пробная инвентаризация, в процессе которой определяют число учетных отрезков для проведения основной инвентаризации. Второй прием — основную инвентаризацию проводят после обработки данных пробной инвентаризации на определенных учетных отрезках.
В школьном отделении питомника при небольшой площади посадочный материал инвентаризуют сплошным перечетом саженцев. При площади школьных отделений более 3 га, а также в комбинированных и уплотненных школах выборочный учет саженцев такой же, как и при инвентаризации лесных культур. В первый и второй год после посадки учитывают приживаемость саженцев. При определении годности саженцев к посадке следует руководствоваться установленными стандартами и техническими условиями. Результаты инвентаризации заносят в специальную карточку.
Инвентаризация посадочного материала на маточных плантациях тополей и ив проводится на каждом участке, на учетных рядах. На участках площадью до 3 га учитывают каждый пятый, более 3 га — каждый десятый ряд. Определяют длину учетного ряда. В каждом пятом кусте учетного ряда считают число побегов, пригодных на черенки, определяют среднюю длину пригодного на черенки побега, вычисляют общую длину побегов в учетном кусте, устанавливают число сохранившихся кустов в ряду, для чего к последнему порядковому номеру учетного куста прибавляют оставшиеся неучетные кусты в конце ряда. Все эти данные заносят в карточку инвентаризации плантаций тополя и ивы и по каждому учетному ряду подводят итог.
Во время учебной практики учащиеся знакомятся с «Лесным питомником высокой культуры», основными показателями которого являются: выполнение установленного плана выращивания стандартного посадочного материала; достижение для лесных условий сверхпланового выхода стандартного посадочного материала с 1 га по основным лесообразующим породам; высокое качество сеянцев и саженцев с учетом потребностей производства; применение рациональных схем посевов и посадки в уплотненных школах; использование передовых агротехнических приемов.