Первая школа деревьев и кустарников |
Организация первой школы. В первую школу из отдела размножения пересаживают сеянцы быстрорастущих пород в однолетнем возрасте, медленно растущих пород в 2-3-летнем, укорененные зеленые черенки и укоренененные однолетние отводки кустарников. В первую школу попадает почти весь ассортимент древесных и кустарниковых пород, выращиваемых в декоративном питомнике. Поэтому очень важно их разместить в школе так, чтобы при выкопке освобождался участок, равный севооборотному полю. В противном случае, если посадка будет производиться на одном участке без учета сроков выращивания саженцев, то участок будет освобождаться в течение нескольких лет, что послужит препятствием организации правильного севооборота.
Основным принципом территориального размещения пород в школе служат сроки выращивания, в зависимости от которых они объединяются в группы с одинаковыми сроками пребывания в данной школе. Так, например, кустарники могут быть объединены в две группы.
- Быстро растущие породы (бузина, желтая акация, ракитник, татарская жимолость и др.) со сроком выращивания 2 года.
- Умеренно растущие породы (боярышник, сирень, кизильник, туя и др.) со сроком выращивания 3 года.
Деревья могут объединяться в три группы.
- Быстро растущие породы (черемуха, американский клен, американский ясень, береза и др.) со сроком выращивания 3 года.
- Умеренно растущие породы (остролистный клен, обыкновенный ясень, ильм, яблоня и др.) со сроком выращивания 4 года.
- Медленно растущие породы (дуб, липа, ель, пихта и др.) со сроком выращивания 5 лет.
В каждом отдельном случае группировка будет зависеть от состава пород, выращиваемых в питомнике, и климатических условий района.
В тех случаях, когда одна из групп в количественном отношении будет занимать незначительный удельный вес, она может быть объединена с другой группой. Это уменьшит количество группировок и увеличит размеры севооборотных полей, так как по количеству установленных групп и составляются севообороты. Для вышеприведенного примера потребуется организовать четыре севооборота: первый — кустарники с 2-летним :роком выращивания; второй — кустарники и деревья : 3-летним сроком выращивания; третий — деревья : 4-летним сроком выращивания и четвертый — деревья : 5-летним сроком выращивания.
В том случае, если группа умеренно растущих деревьев будет объединена с группой медленно растущих, можно ограничиться тремя севооборотами. Таким образом, первая школа будет разделена на участки по количеству принятых севооборотов. На каждом участке, на очередном поле севооборота, должны размещаться строго определенные породы, входящие в данную группу. Каждую породу и разновидность в составе группы выуживают отдельно и занимают ими несколько полных эядов, лент или гряд. Одновременно с посадкой устанавливают этикетки, на которых указывают название поводы и количество высаженных растений.
Подготовка почвы. Характер подготовки почвы очередного поля обычно определяется установленным севооборотом. В большинстве случаев в рассмотренных выше вариантах севооборотов предшественником являются многолетние травы, Для весенних посадок из-под многолетних трав надо производить как можно раньше осенью культурную вспашку плугом с предплужниками. При подготовке поля из-под однолетних трав или зерновых культур сразу после уборки производят лущение на глубину 4-5 см. Затем осенью участок пашут плугом с предплужниками.
Поле из-под пропашных рано осенью пашут культурным плугом с предплужником. Вспашку в первой школе производят в нечерноземной полосе на глубину 25-30 см, в черноземной — на глубину 30-35 см. На почвах бедных перед вспашкой с осени вносят навоз, торф или торфо-фекалии. Весною производят культивацию и участок подготавливают к посадке.
Формы поверхности и планировка почвы. В первой школе посадку производят на ровной поверхности, узких загонах и грядах. В южных районах при недостаточном увлажнении применяется только ровная поверхность, а в районах достаточного увлажнения — узкие загоны и гряды. Предпочтение во всех случаях следует отдавать ровной поверхности и узким загонам, позволяющим широко механизировать работы. Поэтому гряды применяют только в крайних случаях на заниженных участках, при высадке чрезвычайно мелких сеянцев.
Очень большое значение в первой школе имеет планировка и оформление участка. Идеально ровные участки в практике встречаются редко; в большинстве случаев на поверхности участков имеются большие или меньшие западины. В таких местах осенью и весной застаивается вода, и почва значительно медленнее просыхает. На мало водопроницаемой подпочве значительная часть осадков задерживается, растения затопляются и гибнут или значительно ослабляется их развитие. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать, чтобы середина кварталов была ниже их краев. А это часто имеет место в тех случаях, когда края квартала, прилегающие к канавкам, превращаются в так называемые обочины. На них выносят сорняки при прополке и частично вытаскивают землю во время конной культивации (при перпендикулярном направлении рядков). В результате края квартала повышаются и квартал принимает форму блюдца. Этому же способствует вынос земли с корнями саженцев при их выкопке. Во время предпосадочной подготовки участка планировка и оформление квартала и заключается в том, чтобы его обочины были срезаны. Для этого обочины квартала пропахивают и на установленную ширину от края канавы или дороги до рабочей части квартала (1-2 м) снимают землю конной лопатой или планировочной доской и перетаскивают ее на площадь квартала, после чего участок тщательно планируют.
В тех случаях, когда квартал отличается большими неровностями поверхности, его можно пересечь вдоль и поперек пониженными грунтовыми дорожками шириною в 1-2 м землю с этих дорожек вынимают и сбрасывают на рабочую часть квартала, давая этим возможность произвести дополнительную планировку участка.
Опыт Пулковского питомника (Ленинград) показал, что такие дорожки придают четкость организации территории и позволяют более тщательно спланировать участок, не являясь в то же время помехой при сквозной обработке посадочных рядков.
Отбивку наружных краев квартала следует производить строго по шнуру так, чтобы внешняя прямая линия была выдержана со всеми смежно расположенными кварталами. Точно так же и все вспомогательные дорожки, пересекающие квартал, должны быть провешены и совпадать с дорожками соседних кварталов. Такое предварительное оформление участка значительно облегчает точность разбивки посадочных рядков.
Площади питания. Размещение растений и предоставляемые им площади питания в первой школе зависят от сроков выращивания саженцев и применяемых форм поверхности. На грядах дают сравнительно небольшие площади питания в целях более экономного использования площади. В зависимости от сроков пребывания в первой школе для отдельных групп пород на грядах устанавливают следующие расстояния.
Ряд от ряда высаживают на расстоянии 20, 25 и 30 см; расстояние же между растениями в ряду устанавливают в 15, 20 или 25 см. Рассчитывая количество растений, размещающихся на единице площади при грядной системе, необходимо различать продуктивную и полезную площадь. Под продуктивной площадью подразумевают только площадь поверхности гряд (без учета междугрядковых дорожек), а в полезную площадь включают и междугрядия, на которые приходится около 7з всей площади. В табл. 26 приведен расчет количества высаживаемых растений при различных вариантах их размещения на грядах.
Выращивание саженцев быстро растущих древесно-кустарниковых пород на грядах при вариантах размещения 20x15; 20x20; 25x15; 20x20; 25x25; 30x15 возможно не свыше 2 лет. Медленно растущие породы (в основном деревья) при вариантах 30 x 20; 30 x 25; 30 x 30 могут выращиваться в течение 3-4 лет. При таком загущенном стоянии саженцев большая часть быстро растущих и все медленно растущие кустарники, а также все саженцы древесных пород не достигают кондиционных размеров и их следует пересаживать во вторую школу. И только на хорошо удобренных почвах до 25-40% из числа саженцев быстро растущих пород кустарников достигает кондиционных размеров и может быть отобрано для посадки в живые изгороди.
На узких загонах и на ровной поверхности в первой школе производят однорядное или ленточное размещение саженцев. На юге, где основное количество кустарников и большую часть деревьев выпускают из первой школы, деревья размещают только в однорядной посадке, а кустарники в ленточной и однорядной, При однорядном размещении деревья высаживают на расстояний ряд от ряда 90-100 см, а в ряду — 50-80 см. Кустарники размещают ряд от ряда на расстоянии 80-90 см, а в ряду — 30-40 см. Быстро растущим породам с меньшими сроками пребывания в школе даются меньшие расстояния, а породам медленно растущим — большие.
В нечерноземной полосе преимущественное значение на узких загонах и ровной поверхности имеет ленточное размещение деревьев и кустарников. В ленте саженцы располагают в два или три ряда (двух-, трехстрочные ленты). Двухстрочные ленты практичнее, так как при таком способе посадки дается несколько увеличенная площадь питания на одно растение и удобнее механизировать основные работы по уходу и выкопке саженцев. В ленте расстояния между рядами и в ряду дают такие же, как и на грядах, или несколько больше. В зависимости от продолжительности выращивания и размера саженцев ряд от ряда в ленте размещается на расстоянии 25, 30, 35 или 40 см; в ряду растения высаживают на расстоянии 15, 20, 25 или 30 см друг от друга. Расстояния между лентами — 70 или 80 см. Для существующих орудий, применяемых для междурядной обработки почвы, удобнее между лентами оставить 80 см.
При определении количества растений, размещаемых на единице площади, учитывается вся площадь независимо от того, размещаются ли ленты на ровной поверхности или на узких загонах.
В последнем случае ширина загонов и количество размещаемых на загоне лент должны быть увязаны с таким расчетом, чтобы расстояния между загонами и между лентами были одинаковы.
Если на загоне размещаются две двухстрочных ленты с междустрочными расстояниями в 25 см и расстояниями между лентами в 80 см, в этом случае ширина загона должна быть 210 см (40-25-80-25-40). Такой ширины загоны применяются на более низких и холодных почвах.
На легких, хорошо дренированных почвах загоны делаются шире из расчета размещения трех двухстрочных лент; при тех же расстояниях между строчками и лентами ширина загона в последнем случае составит (40 + 25 + 80 + 25 + 80 + 25 + 40) 315 см (рис. 34).
В табл. 27 приводится расчет количества саженцев на единице площади при различных вариантах размещения их в двустрочных лентах.
Сравнивая размещение растений на грядах (табл. 26) и ленточное размещение на ровной поверхности (табл. 27), мы видим, что в последнем случае при одних и тех же расстояниях между рядами и между растениями в рядах площадь питания, приходящаяся на одно растение, увеличивается вдвое. Если на грядах дается расстояние между рядами 25 см и между растениями в ряду — 20 см, то на одно растение приходится 500 кв. см; в лентах при тех же расстояниях между рядами и в ряду (при межленточном расстоянии в 80 см) на одно растение приходится 1050 кв. см. В то же время абсолютное количество растений на 1 га при тех же вариантах размещения составляет на грядах — 133,3 тысячи; в лентах — 95 тысяч, т. е. уменьшение происходит не вдвое, а значительно меньше. Это объясняется тем, что при грядной системе 1/3 общей площади, приходящейся на междугрядные дорожки, не используется.
Примечание. Расстояние между лентами во всех вариантах 80 см.
Увеличение площадей питания при ленточном размещении дает возможность ограничиться одним перешколированием и получить товарную продукцию за счет увеличения сроков пребывания саженцев в первой школе зa 1-2 года.
Быстро растущие породы в двустрочных лентах, при расстояниях между растениями в ряду в 20 см и больше, ложно выращивать в течение 3 лет; медленно растущие — в течение 4-5 лет. Увеличение площадей питания и срока пребывания дает возможность большую часть кустарников выпустить в реализацию из первой школы. У быстро растущих пород в первой школе до 75-90% саженцев достигают товарных кондиций, у медленно растущих — до 50-70%. Таким образом, ,ля основной массы кустарников отпадает необходимость в такой трудоемкой и дорогостоящей работе как пересадка во вторую школу. А это намного удешевляет себестоимость Посадочного материала без ущерба для его качества и сокращает сроки выращивания кустарников в питомнике на 1-2 года.
Выращивание кустарников с одной пересадкой вполне возможно, так как основная масса кустарниковых пород отличается способностью сравнительно быстро развивать надземную часть и давать хорошо развитую мочковатую корневую систему без дополнительного школирования.
Опыт широкого внедрения ленточного двустрочного размещения саженцев в первой школе в Ленинградских древесно-декоративных питомниках показал возможность получения в течение 2-3 лет вырашивания, без дополнительной пересадки, кустарниковых саженцев хорошего качества, пригодных по своим кондиционным качествам для озеленительных работ. Наибольшее применение выпускаемые из первой школы саженцы кустарников имеют при посадке в живые изгороди, где требуется более мелкий посадочный материал.
Сроки посадки. Сеянцы быстро растущих пород, преимущественно кустарники, пересаживают в первую школу в однолетнем возрасте. Медленно растущие породы, главным образом лиственные и хвойные деревья, пересаживаются в 2-3-летнем возрасте. В питомниках такую пересадку принято именовать, в отличие от зеленой пикировки, «древесной пикировкой». Высаживать одревесневшие сеянцы в первую школу рекомендуется ранней весной (на юге и в средней полосе возможна осенняя посадка). Весной наилучшие результаты дает посадка до начала развертывания листьев. Запоздалая посадка, с началом распускания листьев, приводит к большому отпаду. Хвойные породы можно пересаживать в конце лета или рано осенью (вторая половина августа, начало сентября). Осенняя посадка сеянцев лиственных пород на тяжелых глинистых почвах не рекомендуется, так как в неблагоприятные зимы наблюдается выжимание. Крупные сеянцы на сухих легких почвах можно высаживать ранней осенью с началом листопада; поздняя осенняя посадка дает худшие результаты.
При больших масштабах весенней посадки сеянцев в первую школу нередко возникают дополнительные затруднения в связи с коротким периодом, в течение которого можно производить посадку. Особенно при ранней и теплой весне время посадки может сократиться на 6-8 дней против обычных сроков из-за очень раннего распускания листьев. Поэтому для удлинения сроков посадки с тем, чтобы не зависеть от условий погоды, следует часть сеянцев (до 40-50%) сохранять прикопанными под снегом. Для этого выкопанные с осени сеянцы, находящиеся в зимнем прикопе, зимой покрывают снегом слоем 60-80 см поверх которого накладывают слой листа, соломы или опилок толщиной 30-40 см. Сеянцы, находящиеся под снегом, весной очень долго могут сохраняться в состоянии покоя. По мере необходимости их освобождают от покрышки и используют для посадки. Таким способом сроки посадки можно без ущерба для приживаемости сеянцев удлинить на 10-15 дней, что значительно облегчает организацию весенних посадочных работ.
Посадка сеянцев. При посадке должны быть соблюдены следующие условия, обеспечивающие высококачественное выполнение работ и высокий процент приживаемости.
- Предварительно подготовить сеянцы к посадке, используя только доброкачественные растения.
- Сохранять корневую систему сеянцев от подсушивания и механических повреждений при выкопке и посадке.
- Плотно обжимать корневую систему сеянцев, не оставляя пустот, устраняя переплетения и загибы корней при посадке.
- Соблюдать нормальную глубину посадки (по корневую шейку).
- Соблюдать прямолинейность рядов и выдерживать установленные расстояния между рядами и в рядах.
Подготовка сеянцев к посадке. Рассортированные сеянцы, находящиеся в зимнем прикопе, весной подвергают дополнительной ревизии (просмотру). Растения с подмерзшей или заплесневевшей корневой системой, а также с подопревшей корневой шейкой отбраковывают. У слабо пораженных растений поврежденные места тщательно вырезают до здоровой древесины. После этого у сеянцев осенней и весенней выкопки укорачивают корневую систему не более чем на одну треть длины. Для этой цели применяют специальный остро наточенный топор (секач), имеющий длинное лезвие и короткую рукоятку (рис. 35, 3). Рабочий берет левой рукой пучок сеянцев в таком количестве, которое позволяет их удобно держать в руке, кладет корневой системой на деревянный чурбак и отрубает топором концы корневой системы. Для этой же цели могут быть использованы ножницы, применяемые для разрезки прутьев на черенки (рис. 25). Обрезку корней надо производить в защищенном месте так, чтобы корневая система растений не была обветрена или подсушена. Сеянцы с обрезанными корнями сразу же временно прикапывают и поливают. При посадке, во избежание подсушивания корневой системы, сеянцы вынимают из прикопа, обмакивают в жидкую болтушку из смеси глины с коровяком и укладывают в широкие ведра или тазы с ручками. В этой посуде и держат сеянцы при их посадке, что в значительной степени предохраняет корневую систему от пересыхания. Такая предосторожность при посадке крайне необходима, так как посадка одревесневших сеянцев в большинстве случаев производится без поливки. И только при условии сильной засухи и пересыхания почвы посадка сопровождается поливом.
Глубина посадки. При любом способе посадки, применяемом в питомнике, необходимо стремиться к тому, чтобы растение находилось на такой же глубине, как и до пересадки. Поэтому учитывая то, что хорошо разделанная почва дает осадку, необходимо корневую шейку при посадке помещать ниже уровня поверхности почвы на 1-2 см. На дальнейшем развитии саженцев вредно сказывается как слишком мелкая, так и слишком глубокая посадка (рис. 36).
Посадка сеянцев под шнур. Участок в соответствии с установленными площадями питания с двух сторон по направлению рядков размечают колышками. При ленточной посадке колышки забивают по ширине междустрочных и междуленточных расстояний, при однорядной посадке — по ширине междурядных расстояний. Удобнее пользоваться специальными шнурами с метками, определяющими междурядные расстояния. Такие шнуры натягивают с двух сторон участка перпендикулярно к рядкам. Затем, в том случае если разметка рядков производилась колышками, между ними натягивают посадочный шнур, а при пользовании краевыми шнурами посадочный шнур при натягивании совмещают с метками на краевых шнурах (рис. 37).
Посадочные шнуры применяются металлические или из прочного шпагата. На металлические шнуры припаивают специальные метки, размечающие расстояния между растениями, или же шнуры делают составными из звеньев. Каждое звено должно быть в 10-15-20 см длины. При необходимости соблюдать расстояния между растениями в 20-30-50 см можно пользоваться этими же шнурами, но в этом случае посадку производят через одно или два звена. На веревочных шнурах расстояния в ряду отмечаются нашивкой меток из красного материала.
Посадку мелких сеянцев (размером 15-25 см) с компактной корневой системой производят путем защемления корневой системы в щель, приготовленную соответствующим сажальным орудием. Более крупные сеянцы с разветвленной корневой системой или с глыбками сажают в ямки. В зависимости от способа заготовки посадочного материала различают посадку с обнаженными корнями и с глыбкой (комом земли).
Последний способ применяется редко и только при пересадке особо ценных пород или заготовке посадочного материала в лесу из самосева. Массовые посадки в питомнике обычно производят сеянцами с обнаженными корнями. При этом необходимо следить за тем,
чтобы корни растений свободно разместились в почве, не допуская подворачивания, переплетения или загиба их, что может привести к плохой укореняемости и слабому росту растений.
Посадку с защемлением корней производят при помощи ручных посадочных орудий, из которых наибольшее значение имеют сажальные мечи (меч Колесова) и клиновидные лопаты (рис. 38). Работа этими орудиями производится следующим образом. Один рабочий, идя вдоль посадочного шнура, останавливается против места посадки, поднимает сажальный меч (или лопату) на некоторую высоту и с силой опускает его в почву рядом со шнуром, так чтобы середина посадочного орудия приходилась против метки. Затем, раскачивая меч на себя и от себя, рабочий расширяет щель до 14-16 см шириной; глубина щели — около 30 см. После этого меч вынимают и ставят рядом на расстоянии 10 см от щели. Второй рабочий в это время опускает сеянец в щель, прикладывая его к плоской ее стенке против метки с таким расчетом, чтобы корневая шейка при заделке оказалась на 1 см ниже уровня почвы. При этом необходимо внимательно следить за правильным расположением корней в щели, для чего сеянец быстрым движением встряхивается. Вслед за этим первый рабочий, нажимая на меч, поставленный в 10 см от щели, вгоняет его в почву и нажимом на себя заделывает (зажимает) нижнюю часть корней, а движением от себя заделывает верхнюю часть корней. Оставшуюся после выемки меча ямку засыпают землей и обжимают (рис. 39).
На хорошо разделанной почве в питомнике клиновидные орудия часто применяют только для изготовления щели. Заделку же сеянца производит с соблюдением вышеуказанных предосторожностей второй рабочий маленькой мотыжкой, плотно утаптывая землю вокруг сеянца ногами.
При посадке с использованием защемляющих орудий часто наблюдается деформирование (одностороннее сдавливание) корневой системы, особенно при неумелом обращении с посадочными орудиями. Наиболее нормальное расположение корневой системы происходит при посадке под лопату.
Посадка под лопату также производится двумя рабочими: первый рабочий против метки копает ямку, второй — опускает в ямку сеянец, совмещая его с меткой, и расправляет корни. В это время первый рабочий отступает к следующей метке и копает следующую ямку, сбрасывая землю для заделки сеянца в первую ямку. Когда корни будут засыпаны, второй рабочий, придерживая сеянец за верхушку стебля и не давая ему оседать, сильно отаптывает землю вокруг него.
Кроме лопаты, в питомниках применяют (для посадки некрупных сеянцев) посадочную мотыгу с короткой рукояткой (рис. 38, 4) или посадочный совок.
Посадка под мотыгу или под совок производится одним рабочим: одной рукой он выкапывает ямку по метке, другой берет сеянец и устанавливает его в ямке, присыпая корни при помощи мотыги или совка рыхлой землей.
Земля вокруг дичка должна быть плотно обжата, так как наличие пустот ведет к гибели растения.
После посадки рабочий проверяет правильность расположения растений в ряду, криво стоящие сеянцы поправляются. Закончив посадку ряда, два рабочих переносят шнур и натягивают его для посадки следующего ряда.
Посадка без шнура. Ручная посадка под шнур чрезвычайно трудоемка. Поэтому существенное значение имеет механизация массовой посадки сеянцев в первой школе питомника.
Из существующих отечественных машин могут быть применены в питомнике СЛЧ-1 и СЛН-1 (рис. 40).
Лесопосадочная машина СЛЧ-1 конструкции инженера Чашкина рассчитана «а посадку 1-2-летних сеянцев и черенков на глубину до 30 см. Она приготовляет щель и производит заделку корней; установка растения в щель и удерживание его во время заделки производятся вручную. У лесопосадочной машины СЛН-1 конструкции инженера Недашевского приготовление борозд, подача сеянцев в борозду и заделка корневой системы полностью механизированы. Рассчитала эта машина на посадку сеянцев, имеющих стволик длиной до 35 см и корневую систему до 22 см.
Простейшими приемами, позволяющими ускорить ручную посадку, которые могут быть применены в любом питомнике, являются посадка в борозду и под плуг.
Посадка в борозду производится при помощи обыкновенных плугов или специальных орудий, приготовляющих узкую посадочную борозду. В качестве такого орудия нами предложен маркёр-бороздоделатель, который может быть использован при ленточной двустрочной посадке.
Его назначение — в соответствии с установленными междуленточными и междустрочными расстояниями, проводить узкие борозды и размечать места посадок в ряду.
Посадка в подготовленные борозды производится звеном из 3 человек: один рабочий раскладывает сеянцы на два смежных в ленте рядка, за ним идут двое рабочих (по одному человеку на ряд) и заделывают корни сеянцев мотыжкой, плотно утаптывая потом землю. Посадку производят сразу после проведения борозд, не допуская их просыхания.
Посадка под плуг. Для этого способа применяют однокорпусный плуг с отвалом культурного типа. При посадке под плуг междурядные расстояния можно регулировать количеством пропускаемых борозд. Если при ширине пласта 25 см производить посадку через две борозды в третью, получится однорядная посадка с расстояниями между рядами в 75 см. Для двустрочного и ленточного размещения посадку производят подряд в две смежных борозды, затем пропускают две борозды, сажают в третью и четвертую и т. д., таким образом, в ленте получают два рядка с расстоянием между ними в 25 см и междуленточное расстояние в 75 см. Могут быть и другие варианты размещения при посадке под плуг. Посадку и заделку сеянцев производят следующим образом: в борозде, предназначенной для посадки, рабочий раскладывает на отвальный пласт сеянцы, вынимая их из ведерка. Корневая шейка при этом должна быть расположена несколько ниже поверхности пласта. Раскладку производят на расстояния, заданные между растениями в ряду. Для того чтобы корни не подсохли, идущий вслед за первым — второй рабочий прикрывает корни влажной землей. Затем, при проходе плуга, корни сеянцев заваливаются очередным пластом. Третий рабочий, идя вдоль рядка, берет сеянец за надземную часть и оправляет его, придавая ему вертикальное положение и одновременно слегка уплотняя почву вокруг растения.
Уход за саженцами. В первой школе применяют следующие меры ухода за саженцами:
- междурядную обработку почвы и прополку сорных трав;
- подкормку;
- защиту от вредителей и болезней;
- формирование саженцев.
Междурядная обработка почвы и прополка сорных трав является основным и важнейшим приемом ухода за древесно-кустарниковыми саженцами в питомнике и заключается в культивации, полке и окучивании.
Основная задача междурядной обработки заключается в уничтожении сорных трав и рыхлении поверхности почвы, причем обе эти операции обычно выполняются одновременно при культивации. Под культивацией понижают систему приемов неглубокого (до 8-10 см) рыхления почвы, главным образом с целью механического уничтожения сорной растительности и рыхления поверхности почвы. Уничтожение сорных трав при культивации иногда раздельно от рыхления не производится, так как три подрезке сорняков неизбежно производится и рыхление. Рыхление же почвы иногда представляет собой самостоятельную операцию (при полном отсутствии сорняков, особенно при появлении корки). Рекомендуется, например, сразу после посадки сеянцев или саженцев произвести рыхление междурядий, которые сильно уплотняются три посадке.
Известно, что в процессе обработки верхний горизонт почвы со временем теряет структурность и приобретает способность под влиянием дождя или поливки уплотняться, образуя так называемую почвенную корку, способствующую усиленному испарению влаги из почвы.
Для предотвращения этого необходимо разрыхлить поверхностный слой почвы. В этом случае влага из более глубоких почвенных горизонтов будет подниматься только что разрыхленного слоя, который и предохранит почву от непроизводительной потери влаги. Кроме того, при этом накопление влаги происходит также за счет того, что рыхлая почва лучше и полнее впитывает в себя выпадающие осадки. Наряду с этим рыхление обеспечивает поддержание благоприятного воздушного режима в почве.
Саженцы в период вегетации потребляют большое количество влаги, поэтому не только на юге, но и в районах достаточного увлажнения в период засухи в ней ощущается значительный недостаток. Поэтому такой важнейший агротехнический прием как рыхление почвы, обеспечивающий сбережение и накопление почвенной влаги, способствующий усилению почвенной аэрации, является одной из основных операций ухода за саженцами в питомнике. Проведенными наблюдениями установлено, что регулярное рыхление активизирует развитие и способствует усилению прироста саженцев деревьев и кустарников в школах питомника.
Междурядную обработку почвы следует начинать возможно раньше. В том случае, если при посадке почва окажется сильно уплотненной, необходимо сразу после посадки ее разрыхлить. Культивацию следует начинать, как только покажутся всходы сорных растений. В дальнейшем междурядная обработка производится по мере появления сорной растительности или с началом образования на поверхности почвы уплотненной корки.
Ручную полку производят на грядах ручными вилками, полольной кошкой и ручными экстирпаторами (рис. 18). На ровной поверхности (при ленточной и однорядной посадке культивацию с прополкой междуленточных и междурядных пространств производят конным культиватором КК-8. Применяется он при ширине междурядий от 50 до 70 см (рис. 41, 1). Обслуживается культиватор двумя рабочими; один водит лошадь, другой управляет культиватором. В зависимости от ширины междурядий его производительность колеблется от 1 до 1,5 га.
В практике питомнических хозяйств широкое применение для междурядной обработки почвы в первой школе нашел так называемый «еж», представляющий собою упрощенный легкий культиватор (рис. 41, 2).
Такой культиватор легко изготовить в кузнице любого хозяйства; он очень легок и удобен в работе.
Однако этими культиваторами можно обрабатывать только междурядные расстояния при однорядной посадке и межленточные расстояния при ленточной посадке.
Для обработки междустрочных расстояний в ленте применяют ручной культиватор «Планет» (рис. 19) чаще всего одноколесный.
Для облегчения и ускорения культивации и прополки междуленточных и междустрочных расстояний при лейнточной посадке применяют сцепку ручных или облегченных конных культиваторов на конной тяге (рис. 41, 3). К оси на двух колесах, расставленных по ширине двух лент, прикрепляют с одной стороны оглобли для впряжки одной лошади, с другой три культиватора (при двустрочных лентах). Посередине устанавливают большой культиватор с шириной захвата, равной междуленточному расстоянию, а по краям — два маленьких культиватора с шириной захвата, соответствующей междустрочным расстояниям. В работе сцепку обслуживают 4 рабочих — один управляет лошадью, три человека идут за культиваторами. Таким путем одновременно обрабатываются две ленты, при этом большой культиватор идет между лентами, а два маленьких идут параллельно по междустрочным расстояниям. Так как при каждом новом заезде один — крайний культиватор всегда будет попадать на уже обработанную ленту, междустрочные расстояния обрабатываются в два следа. Производительность сцепки за 8-часовой рабочий день — 3 га.
На больших площадях при однорядной посадке с расстояниями между рядами не меньше 50 см может быть применена конная мотыга «Украинка». Она имеет рабочие органы в виде плоских двусторонних ножей треугольной формы, рыхлительные долота и набор защитных дисков, которые для защиты растений устанавливаются по обеим сторонам рядка. Ширина захвата мотыги от 2,4 до 3 м, производительность за 8-часовой рабочий день — 6 га. Работа этими орудиями возможна до тех пор, пока высота саженцев позволяет свободно проходить над ними; для саженцев кустарников это возможно в течение первого и в начале второго года после посадки, для саженцев деревьев — в начале первого года.
В дальнейшем, когда саженцы подрастут, междурядная обработка почвы возможна только конными культиваторами.
После обработки культиваторами в ряду между растениями остаются сорняки и неразрыхленная почва. Про полку и рыхление в ряду производят так называемыми херсонскими или обыкновенными легкими мотыгами (рис. 42).
В первый год после посадки в зависимости от состояния почвы и ее засоренности производят от 4 до 6 культиваций междурядных расстояний, сопровождаемых ручным мотыжением в ряду.
Окучивание. В зимний период происходит сильное уплотнение и осадка разрыхленного слоя почвы в школах питомника. Для предохранения от этого применяют осеннее окучивание саженцев. Окучиванием производится глубокое рыхление и создается гребнистая поверхность, что значительно ослабляет уплотнение почвы, способствует ее проветриванию, 'накоплению влага, питательных веществ и очистке почвы от сорняков, вредителей и болезней. Кроме того, окученные саженцы лучше переносят зиму, меньше страдают от вымерзания и выжимания.
Окучивание производят конным окучником. Однако на тяжелых сильно уплотненных почвах часто окучник при работе неравномерно заглубляется в почву и поднимает крупные земляные комья, которые заваливают и искривляют саженцы. В таких случаях необходимо перед окучиванием междурядья разрыхлить конным культиватором и только после этого производить окучивание. Иногда окучивают растения в два следа: первый раз — несколько мельче, второй — поглубже.
Окучивают осенью, в конце сентября или октябре. Рано весной на следующий год, как только почва просохнет, производят разокучивание путем обработки междурядий конным культиватором.
Подкормка минеральными удобрениями. В первый год после посадки ограничиваются одной подкормкой туковой смесью. Вносить ее следует в первой половине лета (июнь — начало июля) после дождя с последующей заделкой культиватором. На 1 кв. м вносят от 20 до 50 г; на почвах бедных питательными веществами — больше, на богатых — меньше. На второй год дают две подкормки: первую — возможно раньше весною перед началом вегетации, а вторую — в первой половине лета. Норма внесения удобрения производится из расчета 20-30 г туковой смеси на 1 кв. м удобряемой площади.
Формирование саженцев кустарников. Большинство кустарниковых пород формируется в виде сильно разветвленного с красивым скелетом куста; некоторые породы (розы, сирень, акация Лорберга и др.) воспитываются в штамбовой форме. Кустарники, предназначаемые для формирования в кустовой форме, на второй год после посадки в первую школу подвергаются низкой обрезке, на высоте 5-8 см от корневой шейки, которая называется посадкой на пень.
Такая низкая обрезка вызывает кустистость за счет развития дополнительных побегов из ниже расположенных спящих почек (рис. 43), что особенно важно для таких пород, как боярышник, слабительная крушина, желтая акация, лещина, сирень, жимолость и некоторые другие, склонных развивать лидирующий побег в ущерб боковым. Кизильник, обыкновенный барбарис и большинство мелких кустарников (барбарис Тумберга, лапчатка, японская таволга) хорошо кустятся и без обрезки. Но для того чтобы усилить куст и получить однородный посадочный материал, эти породы тоже следует подвергать обрезке, срезая все побеги на высоте одной трети от корневой шейки. Обрезают побеги как можно раньше весной, до начала вегетации, обрезку можно начинать сразу после того, как сойдет снег и еще не оттает почва. Запоздание с этой работой приводит к задержке развития саженцев. Обрезку на пень производят секатором, при этом срезают побеги над почкой.
Кустарники, воспитываемые в штамбовой форме, на пень не обрезают; появляющуюся у них корневую поросль и нижние боковые ответвления регулярно выре зают. Хвойные кустарники и лианы вообще обрезке не подвергаются.
Лианы, имеющие тонкие и длинные стебли, требуют опоры. Поэтому им с первого года посадки в первую школу в качестве опор ставят колья.
Формирование саженцев деревьев. В первой школе формирование саженцев деревьев сводится к получению хорошо развитого ровного одноствольного побега, имеющего достаточную толщину и высоту. Для получения сильного верхушечного побега, обеспечивающего развитие ровного стволика, необходимо следить за тем, чтобы не появилось несколько верхушечных побегов. При их появлении более сильному побегу дают свободный рост, остальные побеги задерживаются сильной подрезкой.
Толщина стволика должна обеспечить возможность выращивания саженцев без подвязки к кольям. У некоторых быстро растущих пород под влиянием ветра наблюдается искривление ствола, особенно у слабых и тонких побегов. Установка же кольев для выравнивания штамба очень удорожает стоимость посадочного материала. Поэтому для получения устойчивого и крепкого ствола при сильном вытягивании и слабом развитии побега у большинства лиственных пород, за исключением каштана, дуба и некоторых других, прищипывают или обрезают вершинку. При этом срезают незначительную часть верхушечного побега, чем ослабляется рост в высоту и вызывается развитие боковых веточек, способствующих утолщению штамба. Когда ствол достаточно окрепнет и достигнет необходимой толщины, следует дать свободный рост одному из верхних боковых побегов, прищипывая или удаляя остальные.
По высоте саженцы в первой школе должны достигнуть размеров — 2 м с тем, чтобы иметь возможность сразу после пересадки во вторую школу, приступить к закладке кроны. У многих пород (вяз, тополь, липа, яблоня и др.) со второго и третьего года вдоль ствола начинают развиваться боковые побеги. Если их оставить, они будут оттягивать часть соков на себя, в ущерб верхушечному побегу, и задержат его рост.
Для того чтобы не задержать рост и способствовать утолщению штамба, боковые побеги в июне — июле прищипывают (пинцируют) на одну треть их длины; пинцировка в зависимости от силы роста боковых побегов производится 1-2-3 раза в лето. Если штамб будет иметь достаточную толщину, нижние боковые побеги могут удаляться полностью путем вырезки их на кольцо (рис. 52, 5).
Обобщая приемы ухода в первой школе по годам, их вкратце можно свести « следующему перечню.
Первый год. Уход за деревьями и кустарниками производится одинаковый. Сразу после посадки производят рыхление междурядий. В течение лета 4-6 культиваций с прополками. Одна подкормка минеральными удобрениями в начале лета. Борьба с вредителями, Осенью окучивание.
Второй год. Кустарники рано весной подвергаются обрезке; породы, имеющие один побег, режутся на пень, у кустящихся пород коротко подрезают все побеги. Саженцы деревьев подрезке не подвергаются; в случае массового появления боковых побегов последние в первой половине лета пинцируют. Междурядная обработка для деревьев и кустарников производится одинаковая. Весной, как можно раньше, саженцы разокучивают, обрабатывая междурядья культиватором. Перед разокучиванием в междурядья вносят минеральные удобрения с последующей заделкой их при культивации. В течение лета производят 5-7 культиваций с прополкой и осуществляют борьбу с вредителями. При необходимости в первой половине лета дают вторую подкормку. Осенью часть быстро растущих кустарников может быть выкопана для реализации или пересадки во вторую школу; остальные саженцы окучивают.
Третий год. Весной разокучивание, подкормка; в течение лета — 4-6 культиваций с прополкой. Борьба с вредителями. У деревьев летом пинцируют боковые побеги и подрезают конкурирующие с центральным верхушечные побеги. Осенью или на следующий год рано весной все кустарники выкапывают и сортируют; из них большая часть поступает в реализацию, остальные пересаживают во вторую школу. Часть быстро растущих деревьев тоже выкапывают для перешколирования, а оставшиеся саженцы деревьев окучивают.
Четвертый год. Междурядная обработка, подкормка и борьба с вредителями проводится по аналогии с предыдущими годами. Часть нижних боковых побегов для формирования штамба деревьев срезают на кольцо. Осенью умеренно растущие деревья выкапывают для пересадки во вторую школу; оставшиеся — окучивают.
Пятый год. Уход такой же; осенью все саженцы деревьев выкапывают, сортируют и отправляют для посадки во вторую школу.
Выкопка саженцев. Саженцы, выращенные на грядах, выкапываются вручную; на ровной же поверхности, помимо ручной выкопки, возможно широкое применение механизированной выкопки. Ручная выкопка производится по такому же принципу, как и выкопка сеянцев, двумя рабочими. Вдоль рядка на расстоянии 20-25 см роют канаву глубиною в 30-35 см, затем с противоположной стороны рабочий, несколько отступив от саженца, вонзает возможно глубже лопату в землю и сваливает его с комом земли в канаву. Второй рабочий осторожно вытаскивает саженец из земли, корни, удерживающие его, уходящие глубоко в землю, подрезаются первым рабочим острой лопатой.
Механизированную выкопку производят специально сконструированными копальными плугами. При выкопке этими плугами подрезаются корни саженцев на достаточной глубине и приподнимается пласт земли с корневой системой. Рабочей частью выкопочных плугов служит дугообразный нож, проходящий под корнями саженцев и подрезающий их на требуемой глубине. Для поднятия подрезаемых саженцев на полотне ножа крепится металлический клин (рис. 44).
Саженцы кустарников, высаженные в двустрочных лентах с междустрочным расстоянием в 30-35 см могут выкапываться плугом типа сконструированного в Обоянском питомнике. Он смонтирован на грядиле сакковского плуга, у которого вместо отвала и лемеха устроен металлический каркас, к которому с двух сторон прикреплены рабочие органы в виде изогнутых стальных ножей. Передок заменен одним ведущим колесом, которое служит одновременно регулятором глубины.
Плуг проходит по междустрочному расстоянию, подрезая корневые системы саженцев каждого ряда; длина ножей должна обеспечить захват двух рядков. На выкопке кустарников, имеющих небольшую высоту, плуг может работать с трактором «Универсал». При выкопке саженцев деревьев применяется трос на тракторной лебедке. Вынимают саженцы после подрезки корней вручную.
Выкопка должна производиться осторожно с тем, чтобы не повредить корневой системы; от тщательности выкопки в значительной степени зависит успех приживаемости саженцев при пересадке. Выкапывают растения осенью по окончанию вегетационного периода с началом листопада или рано весной до распускания листьев.