Лесокультурные и лесомелиоративные работы |
Обследование площадей, подлежащих закультивированию
Обследование площадей, намечаемых для производства культур, проводят в процессе проектирования лесных культур. Предварительно делают выкопировку участка из планшета; проводят обследование по визирным ходам, располагаемым через 50—100 м перпендикулярно длинной стороне, закладывая по ним статистические площадки (2Х10 м), раздельно по выделам, типам рубок или почво-грунтов. По ходовой линии проводят глазомерно учет и описывают естественное возобновление, живой напочвенный покров, пни; делают почвенные разрезы; характеризуют прилежащие к участку площади; устанавливают категорию лесокультурной площади (а, б, в, г). При решении вопроса о закультивировании участка, в зависимости от естественного возобновления главной породы, необходимо пользоваться табл. 20.
Данные обследования площади, подлежащей закультивированию, заносят в I часть проекта лесных культур, намечают способ закультивирования участка и заполняют II часть проекта. Затем производят съемку участка угломерными инструментами и составляют его план в масштабе планшетов с привязкой к квартальной сети. В проекте лесных культур на основании материалов угломерной съемки вычерчивают план участка; в масштабе 1:10000. Обследование участка на зараженность личинками хруща проводят в год, предшествующий закладке культур.
Все площади, отведенные для тех или иных лесокультурных мероприятий, закрепляют в натуре установкой столбов.
Подготовка почвы под лесные культуры. Обработка почвы под посадку и посев леса должна обеспечить оптимальные условия для приживаемости, роста культур и возможность комплексной механизации процесса лесовосстановления.
Сплошную обработку почвы проводят на пустырях, прогалинах, вышедших из-под сельскохозяйственного пользования землях (лесокультурная категория а). При сплошной обработке почву готовят по системе черного пара. При отсутствии засоренности корневищными и корнеотпрысковыми сорняками допускается зяблевая обработка. Глубина вспашки составляет 25—27 см. При мощности гумусового горизонта менее указанной глубины обработки вспашку производят на глубину залегания гумусового горизонта с одновременным рыхлением почвоуглубителями до заданной глубины.
Частичную обработку почвы (борозды, полосы, площадки, пласты) при создании лесных культур проводят в тех условиях, где нельзя или нет необходимости проводить сплошную обработку (категория б, в, г).
Подготовку почвы плужными бороздами осуществляют чаще всего плугами ПКЛ-70, ПЛП-135, ПСН-140 и другими орудиями за год до посадки культур, чтобы дернина или пласт успели прирасти к почве (при посадке в пласт или микроповышении). При посадке в дно борозды обрабатывать почву можно одновременно с посадкой. Расстояние между центрами борозд составляет от 2,5 до 5 м, в зависимости от наличия пней на вырубке и типа культур.
Подготовку почвы полосами можно проводить рыхлением на глубину 10—15 см, одновременно перемешивая минеральный горизонт с подстилкой и напочвенным покровом. Для рыхления используют покровосдиратель лесной ПЛ-1,2, рыхлитель лесной дисковый РЛД-2, фрезы ФЛН-0,8; ФБН-0,9; ФЛШ-1,2, корчеватели-собиратели (Д-695, Д-513А, Д-210Г) и другие орудия.
Подготовку почвы пластами или микроповышениями осуществляют на свежих влажных и сырых суглинистых почвах. Для нарезки пластов используют плуги ПКЛ-70 с одноотвальным корпусом, ПЛП-135, канавокапатель ЛКА-2М и другие орудия. Глубина вспашки при нарезке пластов на свежих почвах составляет 20—30 см, на влажных и сырых— 30—40 см. Среднее расстояние между центрами пластов: такое же, как и между центрами борозд. При создании микроповышений применяют ПСН-140, ПЛД-1,2 и шнековую фрезу. После прохода дискового плуга микроповышения над поверхностью почвы имеют среднюю высоту 5—8 см, после прохода шнековой фрезы 10—15 см.
Подготовку почвы площадками производят в тех случаях, когда невозможна ее обработка полосами или бороздами. Размер площадок зависит от степени развития растительности и обеспеченности почвы влагой: в основном от 0,1 до 4 м. При подготовке почвы площадками используют ручной моторизированный рыхлитель ВНИИЛМ на базе пилы «Дружба», рыхлитель почвы площадками РПП-0,7, комбинированный рыхлитель ПМА-2 и др.
Посев и посадка леса. Лесные культуры создают посевом или посадкой. Посев мелких семян (сосны, ели, лиственницы) проводят в зоне достаточного увлажнения. Семена высевают ранней весной в борозды или площадки из расчета 2—3 кг/га на глубину 1—2 см.
Посадка леса как метод создания культур более надежна и экономически оправдана, чем посев. При создании лесных культур используют сеянцы 1-, 2- и 3-летнего возраста, а также саженцы, черенки и отводки. Саженцами рекомендуется создавать культуры хвойных пород на участках с богатыми, сильно зарастающими травянистой растительностью почвами, расположенными в зонах хвойных, смешанных лиственных лесов.
Чаще всего саженцами создают культуры ели, что объясняется способностью этой породы переносить пересадку в более старшем возрасте. Создание культур ели саженцами выгодно и с экономической точки зрения (см. приложение 1), так как значительно сокращаются затраты на проведение агротехнических и лесоводственных уходов.
Посадку как сеянцев, так и саженцев производят механизированным путем или вручную. Для механизированной посадки используют лесопосадочные машины: при сплошной обработке почвы — СЛЧ-1, СЛН-1, ССН-1; при обработке почвы бороздами и по расчищенным полосам — СБН-1А, СКЛ-1, МЛУ-1; при подготовке почвы пластами или микроповышениями — СЛГ-1, СЛ-2, СЛП-2. Для ручной посадки используют меч Колесова, железную штыковую лопату. При выполнении посадочных работ вручную все учащиеся разбиваются на звенья по 3 человека. На одно звено выдается 1 лопата (1 меч Колесова); подноска и посадочный материал.
Во время учебной практики учащиеся знакомятся как с ручной, так и механизированной посадкой. Одновременно с механизированной посадкой изучают лесопосадочные машины. При механизированной посадке учащиеся разделяются на бригады по 5—10 чел., в зависимости от марки лесопосадочной машины.
Уход за лесными культурами. Под агротехническим уходом за лесными культурами подразумевается уход за почвой культур до их смыкания. Такой уход проводят в первые годы жизни. Он заключается в рыхлении почвы и прополке травянистой растительности. Почву в рядках междурядий рыхлят на глубину 6—14 см. Число уходов зависит от почвенно-климатических условий, биологических особенностей древесных и кустарниковых пород, возраста посадочного материала и ширины междурядий, определяющих сроки смыкания лесных культур (табл. 21).
При частичной обработке почвы полосами, бороздами, пластами для обработки междурядий применяют культиваторы ДЛКН-6, ДЛКН-6/8, КЛБ-1,7.
При сплошной обработке почвы уход за лесными культурами в междурядьях проводят культиваторами различных конструкций: КРН-2,8; КРВН-2,5; КЛ-2,6; КОН-2,8 и др. Для обработки почвы в рядках и защитных зонах применяют культиваторы КРЛ-1, КБЛ-1. Максимально допустимая высота культур для КРЛ-1 до 1 м, КБЛ-1 до 2 м. При уходе за лесными культурами применяют также химические средства борьбы с сорной растительностью. В процессе учебной практики учащиеся осваивают технологию как механизированных, так и ручных уходов.
Техническая приемка и инвентаризация. Техническая приемка проводится для того, чтобы установить объем и качество выполненных работ по посадке и посеву леса; определить агротехнику создания культур и ее соответствие агротехнике, предусмотренной техническим проектом; наметить необходимые мероприятия по улучшению состояния культур и перевода их в покрытую лесом площадь; выделить лучшие лесхозы (леспромхозы).
Техническую приемку всех посевов и посадок проводят весной или осенью, не позднее 10 дней после окончания работ. Качество выполненных работ устанавливают глазомерно, при необходимости проводят перечеты, раскопки корневых систем, берут образцы сеянцев.
Инвентаризацию проводят в одно-двухлетних культурах и при переводе их в покрытую лесом площадь после окончания периода вегетации растений. В Московской обл. инвентаризация продолжается с 1 сентября по 1 октября. Работы по инвентаризации начинают с общего осмотра культур в натуре, выбора типичных участков для закладки на них пробных площадей и сплошного перечета растений древесных и кустарниковых пород на этих площадях. Пробные площади должны иметь форму вытянутых прямоугольников или лент и располагаться параллельно наибольшей стороне участка культур, захватывать по ширине не менее четырех рядов главной породы и не менее полного цикла смешения пород. На каждом участке рекомендуется закладывать по нескольку пробных площадей, располагая их равномерно по всей площади или по диагональному ходу, через равные промежутки.
Для определения приживаемости культур площадь пробных площадей в зависимости от величины участка, занятого лесными культурами и защитными лесными насаждениями, должна составлять: при площади участка до 3 га — не менее 5% общего числа посадочных или посевных мест; от 3 до 5 га — 4; от 5 до 10 га — 3; от 10 до 50 га — 2 и более 50 га — 1%.
В результате инвентаризации, кроме определения качества и состояния культур, должны быть намечены мероприятия по их дальнейшему улучшению: дополнение, прополка, огораживание и т. д. Лесные культуры приживаемостью ниже 25%, восстанавливать которые дополнением нецелесообразно, считаются погибшими и списываются по акту.
Перевод лесных культур в покрытую лесом площадь. После осенней инвентаризации лесные культуры в возрасте 3—12 лет переводят в покрытую лесом площадь. При этом учитывают количество и размещение главной породы на участке, степень смыкания крон, общую высоту культур и прирост по высоте за последние годы в зависимости от природной зоны и лесорастительных районов.
В северной части Московской обл. срок выращивания лесных культур до перевода в покрытую лесом площадь по группам типов условий местопроизрастания колеблется от 4 до 7 лет (табл. 22).
Кроме того, культуры переводят в покрытую лесом площадь, если культуры сомкнулись в рядах; высота культур превышает высоту снежного и травяного покрова; прирост по высоте за последний год должен быть не ниже прироста за предшествующие 2—3 года.
Пользуясь приведенными материалами, учащиеся выполняют работу по переводу лесных культур в покрытую лесом площадь. Одновременно они знакомятся с участками «Лесных культур отличного качества». Оценка качества лесных культур дается в соответствии с «Основными положениями по переводу лесных культур в покрытую лесом площадь в гослесфонде СССР» от 1967 г. При этом дополнительно учитывают: соблюдение установленной агротехники и технологии лесовыращивания, дополнительные мероприятия для повышения приживаемости и роста лесных культур, соотношение главных и сопутствующих пород. Площадь участка лесных культур в зоне смешанно-широколиственных лесов должна составлять 5 га, хвойных 10 га. На каждый участок оформляют паспорт установленного образца, который хранится в лесхозе.
Экскурсия на лесомелиоративные объекты. Создание защитных лесных полос. Практические навыки учащиеся приобретают во время экскурсий на лесомелиоративные объекты, которые проводят по заранее подготовленному плану. В нем предусматривается краткая история отечественного лесоразведения, влияние защитных насаждений на микроклимат и урожай сельскохозяйственных культур. Во время экскурсии учащиеся изучают различные типы конструкций лесных полос: плотные, ажурные, продуваемые. Выясняют их особенности и влияние на изменение скорости ветра, влажности воздуха, испарение воды с поверхности почвы. Знакомятся с данными влияния полезащитных полос на урожайность сельскохозяйственных культур. В план экскурсий необходимо внести вопросы размещения полезащитных полос в различных почвенно-климатических условиях, конструкции полезащитных полос, подбора пород и агротехники выращивания.
Обращается внимание учащихся на подбор древесных пород с учетом создания чистых и смешанных полос. При этом учитывается хороший рост, биологическая устойчивость пород, обеспечивающие их защитную и мелиоративную роль. Из главных пород учащимся можно рекомендовать изучить биологические особенности дуба, березы, вяза, акации белой и сопутствующих — клена, абрикоса, орехоплодных. Необходимо также обратить внимание на расчеты ширины междурядий и ширины полезащитных полос с учетом почвенных условий, на целесообразность чередования широких и узких полос. Сроки и способы закладки полос определяют с учетом почвенно-климатических условий.
Озеленениенаселенных пунктов. Во время экскурсии на различные объекты озеленения учащиеся знакомятся с различными категориями насаждений: общего пользования, ограниченного пользования, специального назначения; уясняют их отличительные особенности.
Насаждения общего пользования — принципы проектирования парков, садов, бульваров, скверов и других объектов общего пользования (насаждений на улицах, при общественных учреждениях и др.). Учащимся необходимо уяснить принципы ландшафтной, регулярной и свободной композиции. При этом большое внимание следует уделять ландшафтным особенностям, рельефу местности, водоемам, растительности и пр. Ознакомиться со способами размещения деревьев и кустарников куртинами, массивами, группами и одиночными деревьями прямолинейно вдоль аллей, улиц. В насаждениях общего пользования проводят направленный уход за кроной деревьев, чтобы придать ей определенную форму.
Насаждения ограниченного пользования устраиваются при школах, больницах, детских садах, яслях, санаториях, дворцах культуры и других учреждениях. Насаждения ограниченного пользования создают в соответствии с проектной документацией. Приусадебные участки планируются по типовым проектам самими владельцами. Основным фоном насаждений участка необходимо предусмотреть газон, деревья, кустарники. Крупные деревья следует размещать так, чтобы они не затеняли огородов, ягодников и других объектов. Следует предусмотреть полную защиту посадок от преобладающих ветров. Кроме декоративных деревьев, на участках предусматривают посадку плодовых деревьев с учетом климатических особенностей данной местности.
Насаждения специального назначения — санитарно-защитные зоны, противопожарные, водоохранные, оградительные насаждения. Основные требования к подбору растений при озеленении в различных группах зеленых насаждений предъявляются с учетом биологических особенностей пород, различающихся по форме, окраске листьев, последовательности зацветания и другим декоративным признакам.
Каждый учащийся должен принять участие в создании насаждений. Практическая работа учащихся заключается в подготовке ям, посадке саженцев и последующем уходе за ними.